«Пишет Вам коренной житель посёлка Сим. У нас в посёлке находится исправительная колония для осуждённых, в которой работают многие местные жители. В том числе — молодые парни с семьями, которым нравится их работа и которые и дальше хотели бы работать в колонии. Нашу колонию хотят закрыть, а вы понимаете, что, если её закроют, через год-полтора погибнет и весь посёлок. Работы не будет — и всё, куда людям деваться? <...> Не будет колонии — не будет и пожарной части, а до ближайшей — 50 километров. Сами понимаете, случись что, и никто не поможет...»
Такое письмо пришло в редакцию 59.RU от жителя маленького поселка в 50 километрах от Соликамска. Сим основали в 1939 году, чтобы добывать лес. Уже в 1941-м здесь официально открыли лагерный пункт. Труд заключенных использовали для строительства узкоколейной железной дороги, необходимой для вывоза древесины, а также для заготовки и переработки леса. Сегодня, особенно после заявлений властей о расселении поселков, оставшихся без градообразующих предприятий, жители Сима переживают — колонию, которая таковым и является, хотят закрыть. Люди уверены, что это равносильно смертному приговору для поселка: кто может — уедет, а остальные окажутся брошены на произвол судьбы.
Мы побывали в Симе и узнали, что там происходит. Некоторые жители согласились общаться только анонимно — они сами или их родственники работают в системе исполнения наказаний и «не хотят проблем».
«Жулики сами просят работу, устали без дела сидеть»
Николай Петрович Смоглюк — один из тех, кто не стал скрывать свое имя. Мужчине 66 лет, он родился, вырос и всю жизнь прожил в Симе. Последние восемь лет — мастер производственного обучения в ФКП «Образовательное учреждение № 164». Организация подведомственна ГУФСИН, но ее сотрудники не имеют званий и не носят погонов. Николай Смоглюк помогает заключенным получить профессию, чтобы после выхода на свободу они могли найти себе работу. Сейчас у него есть группы станочников и рамщиков, раньше он также учил трактористов, сантехников и т. д.
— В Симе есть общий режим и поселение. Когда-то было по 600 с лишним заключенных, а сейчас осталось человек двести, — говорит Николай Петрович. — Раньше в колонии было большое производство. В два цеха день и ночь везли лес по железной дороге. Были швейные машины, на которых шили костюмы, получали доход. Сейчас ничего не осталось.
По словам Николая Петровича, слухи о том, что колонию могут закрыть, ходили давно, но всерьез об этом заговорили только в 2019 году.
— С лета разговоры пошли, что будут закрывать. Первыми заговорили осужденные. Они откуда-то всегда вперед все узнают, — объясняет мужчина. — Осенью начали офицеры говорить. А 17 декабря приехало начальство из ГУФСИН. Собрали нас в школе, в актовом зале. Сказали, что колонию будут закрывать.
Начальство перечислило и причины закрытия: во-первых, в России снизилась преступность (в Симе к этому утверждению относятся с недоверием) и некоторые исправительные учреждения стали не нужны. Второй аргумент — экономическая нецелесообразность колонии в Симе.
— Сначала развалили все производство, а теперь говорят, что существование колонии экономически нецелесообразно! — возмущен один из жителей Сима. — У нас было два цеха по переработке леса, полностью оборудованные. От них теперь ничего не осталось. Все закрыли, все растащили. Вон, смотрите, кран стоит ржавеет, никому не нужен. Скоро, наверное, упадет. На встрече люди просили — организуйте в колонии какое-нибудь производство. Жулики уже сами просят работу, они устали без дела сидеть. Мы тут в состоянии зарабатывать. Например, можем тротуарную плитку делать. Но отклика никакого нет. Что-то создавать — это ведь сложно. Начальству проще просто так сидеть и зарплату получать.
Снимешь жилье — уберут из очереди
Ликвидация колонии в Симе идет стремительно. В поселок уже несколько раз приезжали машины, чтобы забрать заключенных и увезти их в другие колонии. По информации жителей Сима, закончить вывоз осужденных должны к 24 февраля.
Сотрудникам колонии ГУФСИН также предлагает перевестись в другие учреждения. Кому-то удается сохранить должность, кто-то переходит «с понижением». В Симе говорят, что офицерам предлагают комнаты в общежитиях или частичную оплату аренды квартир.
Куда хуже ситуация с вольнонаемными (теми, кто не имеет звания) и людьми, не работающими на ФСИН. Например, пенсионерами. По словам жителей Сима, их поселок относится к числу населенных пунктов при учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности (проще говоря, при колониях), поэтому они имеют право на переселение по специальной программе.
— Люди пока не представляют, что будет после закрытия колонии. Думают, что дадут сертификаты. Но нам никто ничего не даст, — уверен Николай Смоглюк. — Этого не дождаться уже никогда. Четыре года, как все затормозилось. Дают в год по три сертификата. Я в очереди 580-й. Это никогда просто-напросто.
Продать жилье в Симе и самостоятельно приобрести недвижимость в другом месте нельзя — все дома здесь принадлежат ФСИН, а люди живут в них как наниматели.
— Раньше на ремонт домов давали материалы, а теперь отказывают. Денег жалко, по-русски говоря, — считает Николай Петрович. — Все дома тут построены в 59–60-м годах. Место болотистое, а дома стоят на деревянных чурках и все уже прогнили. Жить невозможно. У меня крыша на подпорках, чтобы не упала. Одна из стенок отошла — пришлось делать восемь подпор.
Уехать и снять жилье — тоже плохой вариант, ведь тех, кто фактически не живет в Симе, снимают с очереди на жилищный сертификат.
Что будет со школой и ФАПом?
Фельдшерско-акушерский пункт в Симе сейчас работает всего раз в неделю, но и этому жители рады. В центре поселка стоит новая школа из красного кирпича — ее построили всего десять лет назад. В ней же находится детский сад. Ходят в школу около 50 ребят, в садик — 20 дошкольников. Основная масса — дети сотрудников колонии. Люди боятся, что после закрытия колонии и отъезда ее сотрудников людей в поселке станет меньше, а значит, ФАП и школу закроют. Работать, кроме колонии, негде.
— Мы даже представить боимся, что будет со школой, если колонию закроют. Если дети и родители в ближайшее время разъедутся, что будет с нашим зданием, с педагогическим коллективом? Будет очень жалко, если все это окажется утрачено, — рассказывает 59.RU директор школы Иван Родионов. — Уголовно-исполнительная система предоставляет рабочие места своим сотрудникам, а что будет с местным населением, с пенсионерами, их мало интересует. Некоторым придется не один десяток лет жить здесь в ожидании сертификата, без работы, без возможности уехать.
— Пока есть колония, что-то немножко поселок живет, двигается, — считает местная жительница Агафья Ивановна. — Если все с детьми подадутся куда-то, то и школы, наверное, не будет. Внимания не будет такого уже. Где-то свет вышибет — и все. На зону быстрее реагируют, а мы, наверное, будем сидеть без света по неделе.
Грустный пример Красного Берега
Власти Соликамского городского округа обещают жителям Сима, что не оставят их в беде и будут помогать после закрытия колонии. Люди верят этим словам и вообще положительно отзываются о главе города, хвалят за качественную очистку дорог, внимательное отношение. Но даже эти обещания не помогают им успокоиться. Люди видят пример Красного Берега (поселка, расположенного еще дальше Сима), где несколько лет назад тоже закрыли колонию, и понимают, что это решение ни к чему хорошему не привело.
— Там совсем дело плохо. Кто мог, разъехался. Кто не смог — выживает, — говорят в Симе. — За эти годы дорога на Красный Берег стала совсем плохая. Туда даже автобус из Соликамска пустить не могут — только КАМАЗ-«бортовку». Он ходит несколько раз в неделю и забирает людей из Красного Берега и Сима в Соликамск. Уехать обратно в тот же день нельзя, расписание неудобное. Нужно останавливаться у кого-то на несколько дней. К врачу просто так не съездишь.
Люди считают, что экономить на закрытии колонии — странно и нелогично.
— Допустим, государство в лице ГУФСИН закроет колонию и сэкономит деньги. Но в то же время государство в лице администрации Соликамска понесет дополнительные расходы на организацию рабочих мест, содержание пожарной части. Развалятся и придут в негодность еще крепкие здания колонии, построенные за счет государства. Где же в итоге выгода? — недоумевают в Симе. — Получается, что каждое ведомство заботится только о показателях в своем отчете, а о бюджетных средствах в целом — нет?
Чтобы более подробно узнать, почему приняли решение о закрытии колонии, редакция 59.RU написала запрос в ГУФСИН по Пермскому краю. Там сообщили, что ранее колония в поселке Сим вместе с колониями-поселениями № 8 (Соликамск) и № 3 (поселок Уролка) входила в состав объединения исправительных колоний № 2. Но в феврале 2019 года президент РФ подписал федеральный закон от 06.02.2019 № 4-ФЗ, в соответствии с которым требовалась реорганизация объединений исправительных колоний с особыми условиями хозяйственной деятельности, к категории которых относилась и ОИК-2
— Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 № 2765 было принято решение реорганизовать ОИК-2, в связи с чем 30.12.2019 произошла ликвидация входивших в его состав ИК-6, КП-8 и КП-3, — сообщили в ГУФСИН. — Подчеркнем, что принятию решения об упразднении предшествовала всесторонняя оценка условий и последствий, в том числе комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.
Редакция 59.RU изучила документы, на которые ссылается ГУФСИН. Федеральный закон № 4, на который указало ведомство, вносит изменения в закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Ключевая поправка одна — по ФЗ-4, принимать решение о ликвидации или изменении вида исправительного учреждения должны на уровне Федерации после согласования с регионом. Кроме того, ФЗ-4 исключает из ряда статей словосочетание «объединение учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности».
Распоряжение правительства, о котором говорит ГУФСИН, обязывает разделить объединение исправительных колоний № 2 на две колонии и распределить между ними имущество. Среди этого имущества есть здания и земельные участки в Соликамске и некоторых поселках. Недвижимости в Симе в списках нет. Слово «Сим» в распоряжении вообще не фигурирует, в нем нет указания на то, что расположенную там колонию необходимо ликвидировать. Поэтому причины такого решения до сих пор остаются непонятными. Редакция 59.RU будет следить за развитием ситуации.
P. S. Во время подготовки этого текста в редакцию 59.RU вновь обратились жители Сима. Они попросили редакцию обратить внимание прокуратуры и СУ СК Пермского края на ликвидацию колонии. Люди хотят, чтобы прокурорские работники и следователи разобрались в том, законно ли закрывают ИК.