Бабушки, которые сидят на первых этажах домов и заполняют кроссворды — именно так чаще всего представляют себе вахтёра многоквартирного дома. Насколько это мнение соответствует действительности и как наличие вахты повышает качество жизни в доме, рассказали председатели домов на улице Целинной, 23, 13 и на улице Евгения Пермяка, 3/2.
Следят за чистотой и порядком
Шкаф с книгами и много цветов — вот, что первое бросается в глаза, когда заглядываешь на вахту дома по улице Целинной, 23. В маленьком закутке на первом этаже бывшей общаги тепло и уютно, ведь именно здесь, сменяя друг друга каждые 24 часа, обитают женщины-вахтёры. Каждый день в 08:00 они принимают смену, обходят этажи и следят, чтобы в доме была чистота.
— Пришла в 8 утра, смену приняла, по этажам прошлась, чтобы всё чистенько было, — рассказывает вахтёр дома на улице Целинной, 23. — Приходят почтальоны, полиция, приезжает скорая помощь. Всем двери открываем, на вопросы отвечаем. Потом на обед быстренько сбегали и опять сидим. У нас же все идут на вахту. Мало ли где свет потух или другие проблемы. Без вахты ну никак нельзя.
Все обращения в течение дня записывают и передают в управляющую компанию «КОД». А если проблема срочная, вызывают аварийные службы. Но главная обязанность вахты — следить за порядком.
— Всякие люди приходят, — вспоминает вахтёр. — Сейчас много квартирантов. Вот зимой случай был. Зашли друзья к одном жильцу, затеяли драку. Пришлось срочно вызывать скорую и полицию. Или если посторонние не уходят, нажимаем кнопку вызова группы быстрого реагирования. Бывают спокойные дни, а бывает, что и три раза за вечер приходится силовиков вызывать.
Такая идиллия в доме была не всегда. Когда общежитие принадлежало заводу, в нём регулярно делали ремонт, следили за состоянием помещений общего пользования. Но во времена перестройки дом отдали муниципалитету и началась разруха.
— Ремонты не делали годами, — вспоминает председатель совета дома Ольга Чагина. — Одно время на вахте сидело охранное предприятие, так они за чистотой вообще не следили. Но четыре года назад сделали капитальный ремонт, и сейчас мы поддерживаем этот порядок.
Помимо капитального ремонта в доме поставили стеклопакеты, поменяли плитку у лифтов и сами лифты. Вахтёры за всем этим следят, а жильцы им помогают.
— У нас вокруг дома один житель разбил площадку и посадил цветы, — рассказывает Ольга. — А перед домом мы сами уже посадили всё. Ограждения сделали. Управляющая компания за счёт депутатской программы помогла поставить новую детскую площадку. Весной будет очень красиво.
Проводят конкурсы и ставят ёлки
Первое, что бросается в глаза в доме на улице Целинной, 13 — стенд с яркими детскими рисунками. Оказывается, здесь угостить мужчин домашней выпечкой в честь 23 Февраля или дарить детям подарки на Новый год — обычное дело.
— Вы бы видели, сколько радости в глазах детей, когда мы проводим конкурсы! — делится председатель совета дома на Целинной, 13 Ирина Васильевна. — С каким удовольствием они несли рисунки. Все такие активные! За участие подарочки вручаем небольшие.
Креативные идеи жильцов активно поддерживает управляющая компания «КОД». Причём это касается не только конкурсов. Так, совместными усилиями на первом этаже два года назад сделали вахту и жизнь собственников изменилась в лучшую сторону.
— Когда я заехала, здесь был хороший ремонт, и даже вахта была, но потом всё запустили, — вспоминает бывший председатель совета дома на Целинной, 13 Наталья Евсеева. — Управляющая компания помогла нам всё исправить. Мы с жильцами сплотились, перезнакомились, организовали вахту. Мы довольны. Стало намного комфортнее.
Вместе с вахтой на первом этаже появилась колясочная. Чтобы на пятый этаж не тащить коляски и велосипеды, их можно здесь оставить, а ключ у консьержа взять.
Наблюдают по камерам за вашими детьми
Но самая необычная вахта организована в доме на улице Евгения Пермяка, 3/2. Мало того что в многоквартирных дома в принципе нечасто встретишь консьержа, так ещё находится его рабочее место под лестницей.
— Мы организовали вахту в 2005 году, — рассказывает председатель совета дома на улице Евгения Пермяка, 3/2 Элеонора Бабошина. — Вахтёры исполняют желания всех наших жителей и гостей, а также уделяют большое внимание имуществу нашего дома.
Главная фишка это дома — видеонаблюдение. 12 камер установлено по периметру многоэтажки, по которым вахтёр следит за безопасностью жильцов.
— Консьержи постоянно по просьбе родителей следят за передвижением детей, — отмечает Элеонора Сергеевна. — На вахте есть стационарный телефон, на который родители звонят и спрашивают: «Где мой ребёнок? Пришёл из школы? С кем пришёл?» Дают указания кого пускать, кого не пускать. Вахтёры всё это исполняют. Кроме того, у нас были случаи кражи и поломки машин. Всё это фиксировалось на камеры, а полиция обращались к нам за записями.
Ещё одно ноу-хау дома — отсутствие почтовых ящиков. Почтальоны приносят корреспонденцию на вахту, а консьержи весят объявление, жильцы каких квартир должны подойти и получить почту.
— В общем, мы не представляем жизни без вахты, — комментирует Элеонора Сергеевна.