Пермяку Раифу Шайхельахметову в этом году исполняется 60 лет, и у него есть интересное хобби — он любит собирать модели кораблей из дерева. Одну из них, трехметровый военный бриг «Меркурий», он делал пять лет. Одни паруса ему пришлось шить два с половиной месяца.
Ушел с завода на флот, а потом решил собирать модели кораблей на продажу
Собирать модели кораблей Раиф начал еще в детстве. Тогда на экраны вышел фильм «Остров сокровищ», и ему понравился корабль, который там показывали. После этого Раиф Шайхельахметов записался в судомодельный кружок. Какое-то время он даже собирал модели самолетов, но Раифу очень нравились паруса, и он отдал предпочтение кораблям.
После школы Раиф пошел в училище, а затем устроился на завод «Пермские моторы».
— Дали мне большой-большой станок, — вспоминает мужчина первые дни работы. — Я по нему поползал, как муравей, и подумал: тяжеловато на нем работать. Подумал: надо работу менять. И пошел на флот.
На флоте Раиф отработал шесть лет радистом-электриком. Он обеспечивал работу всего электрооборудования и связь на корабле. В будущем мужчине сослужили хорошую службу знания, приобретенные на флоте, — он часто пользовался справочной литературой при сборке моделей.
Перед тем как снова вернуться на работу на Пермский моторный завод — сейчас Раиф работает там токарем, он устроился к частнику на мебельную фабрику. В 2003 году одному из ее руководителей Раиф Шайхельахметов предложил строить модели кораблей на продажу (хотя построенный корабль продать так и не получилось). Тому идея понравилась, он дал Раифу помещение, но для начала сказал самому собрать первую модель. Строительство затянулось на пять лет.
«Потом остановиться не можешь. Это как болезнь, потому что хочется его до конца сделать и посмотреть, каким он будет»
Чертежи для модели мужчине помог достать его знакомый.
— Я дал знакомому книгу, он ее разобрал, чтобы отксерокопировать каждый лист, собрал ее обратно, — поделился Раиф Шайхельахметов. — Но это сразу бросалось в глаза, рисунки не сходились. Я говорю ему: «С тебя штраф, доставай мне где хочешь чертежи парусных судов». Он говорит: «Без проблем, поехали хоть сейчас».
Раиф удивился, что его знакомый так легко согласился. Они поехали в ДК «Телта», где такие же увлеченные люди занимались моделированием. Для мужчины нашли чертежи брига «Меркурий». У мужчины не было цели собрать какой-то конкретный корабль, просто хотелось сделать красивый парусник. Поэтому он с радостью принял бумаги.
— Сам процесс пиления, строгания, подгонки не так интересен. Это нудная работа, — говорит Раиф о том, как собирает свои модели. — А если где-то промазал, потом приходится подгонять еще раз. Но когда деталь готовая, начинаешь собирать корабль, и он растет, как говорится, уже становится интересно. Даже, допустим, борт обклеиваешь, уже смотрится [красиво]. А потом остановиться не можешь. Это как болезнь, потому что хочется его до конца сделать и посмотреть, каким он будет.
Для того чтобы правильно покрасить модель брига, Раиф Шайхельахметов съездил в Санкт-Петербургский военно-морской музей посмотреть, как бриг выглядел. Все должно быть достоверно. У его брига стреляют пушки и всё двигается, как у настоящего корабля.
— То, что многие делают, не соответствует [действительности]. Потому что они на кораблях сами не были. Когда на корабль ступаешь, там совсем другое, — говорит судомоделист.
Мужчина даже сам сшил паруса для брига. Однако с этим возникли небольшие сложности: Раиф промазал части паруса клеем, чтобы они не расходились, а когда решил их сшить ниткой, клей затвердел, и иголка начала загибаться и проходила сквозь ткань с трудом. В итоге шил паруса он два с половиной месяца.
Каждый месяц корабль приходится чистить от пыли по два-три часа
Как рассказал нам мужчина, однажды в то время, когда он собирал свой бриг, его начальник привел коллегу-испанца посмотреть на корабль.
— У меня еще мачты не стояли, только корпус был, — вспоминает Раиф. — Он заинтересовался, я попытался ему объяснить, а во взгляде читалось: «Куда ты лезешь?» Я же был в рабочей одежде. Уже через год, когда я мачты поставил и покрасил, он опять приехал. Тянет руку мне пожать, а я думаю: год назад даже здороваться не хотел, а тут...
Модель получилась немаленькой: ее длина 3,6 метра, а высота одной из мачт 2,85 метра. Сейчас моделист примерно раз в месяц-полтора на выходных приходит на старое место работы, чтобы протереть корабль. На чистку он тратит часа два-три. Приходится залезать на лестницу, чтобы почистить все детали.
Также Раиф Шайхельахметов собирает модели пушек (уже без кораблей), которые умеют стрелять. На праздновании Нового года он салютовал из одной из них с помощью петарды. Кроме этого, мужчина около пяти лет увлекается стрельбой из лука. Он сам сделал железный лук, но стрелы для него пока покупает.
— У меня есть внук, боевой мальчишка, ему четыре года. Пушки ему нравятся. Вырастет, и лук ему отдам, — говорит мужчина.
Ранее мы публиковали историю другого моделиста. Михаил Митин собрал тысячу моделей самолетов. Любовь к ним появилась, когда Михаил стал летать к бабушке, а в 90-е годы продажа моделей помогла выжить.