Город Городские горки: история развития района, где появилась первая в Перми хрущевка

Городские горки: история развития района, где появилась первая в Перми хрущевка

Архивные фотографии XIX–XX веков

Пермь на протяжении своей истории — город с «плавающим» центром

Городские горки — район с одной из самых интересных историй застройки в Перми. Здесь в начале тридцатых мог возникнуть новый центр города, с образцовой современной (модернистской) застройкой, а в 1938 году был принят план по созданию уже неоклассического, богато декорированного ансамбля «сталинской архитектуры». Война помешала этим планам, и центра Перми здесь не сложилось, но сложился интересный с точки зрения истории архитектуры район.

Город с «плавающим» центром

Пермь на протяжении своей истории — город с «плавающим» центром. Он начинается с находящегося на территории нынешнего Разгуляя Егошихинского медеплавильного завода. Создается заводской поселок, от которого сейчас остался один Петропавловский собор, но выгодное положение связующего звена на реке меняет судьбу города. В 1781 году Егошихинский починок получает статус города, а вместе с ним и столицы новой губернии — и город растет вдоль нынешней Петропавловской улицы, оставляя историческому ядру, Разгуляю, роль городской окраины.

Пожар 1842 года уничтожает до двух третей городской застройки (она была в основном деревянной) — и центр естественным образом переезжает на Сибирскую улицу. Губернская Пермь развивается достаточно компактно — между реками, Егошихой и Данилихой. Горки почти весь девятнадцатый век необитаемы — известный краевед Владимир Верхоландцев говорит, что они начинают развиваться лишь в 1880-х годах как деревня, где живут мастеровые Мотовилихинских заводов. Важно понимать, что Мотовилиха в это время не город, а заводской, очень крупный поселок, к которому примыкает множество деревень.

Объединение Перми и Мотовилихи

Революция и последующая Гражданская война меняют всё в Пермской губернии. Столица Уральской области переезжает в Екатеринбург-Свердловск, а Пермь в 1918 году объединяют с Мотовилихой. Первая половина двадцатых годов уходит на восстановление. Новые планы на город появляются в 1928–29 годах, когда в наш город приезжают архитекторы Владимир Семёнов и Сергей Чернышёв. В это время они работают в Гипрогоре (институте проектирования городов). Их идея — объединить Мотовилиху и Пермь сквозной городской застройкой, а вокруг города создать кольцо городов-спутников. Именно в это время начинается застройка будущего Рабочего посёлка, в то время территории, практически не заселенной. Что примечательно, успехи в проектировании городов будут отмечены, и они оба через несколько лет получат должность главного архитектора Москвы. Семёнов будет занимать её с 1932 по 1934 год, а Чернышёв — с 1934 по 1941-й. Именно им принадлежит план Новой Москвы — с расширением Тверской и закладкой большого количества парков.

Городские горки в 30-е годы

Следы их деятельности мы можем увидеть и на Горках. В 1929 году в Перми запускают трамвайную ветку и маршрут выбирают соответственно плану — между Разгуляем, центром города, мимо Рабочего посёлка, к ядру Мотовилихи. От этого времени сейчас остался трамвайный мост на Разгуляе, но важно понимать, что трамвай шёл не так, как сейчас, и Северной дамбы даже в проектах не было. Интересно то, что депо для него начали строить ещё в 1913 году и к 1917-му достроили, но трамвайную ветку запустить не успели — и она должна была идти в противоположную Горкам сторону — нового городского вокзала и университета, к Заимке. В это же время на территории нынешнего микрорайона Садового, на Коноваловских пашнях, появляется аэродром, скорее всего, согласно плану Семёнова и Чернышёва. В начале 30-х годов он становится военным.

Краевед И. Кетов сообщает, что к моменту пуска трамвайной линии в деревне Горки было около 100 домов, объединенных в три улицы, а расположена сама деревня была в районе улицы Фрезеровщиков, то есть ближе к реке, чем нынешние Городские горки. В 1930–32-м застройку района уточняют и отдают на разработку уже не московскому Гипрогору, а ленинградской конкурирующей организации (она называлась Ленгипрогор). Её возглавлял Лев Ильин, а в штате у неё находился только недавно эмигрировавший из Германии архитектор Ханнес Мейер, второй директор школы Баухаус. Они разрабатывают новый план района, подразумевающий застройку вглубь от реки, впрочем оставляя в силе структуру Чернышёва и Семёнова. От их проекта сохранились карты районирования, но не осталось рисунков ни фасадов, ни зданий, но можно однозначно утверждать, что речь идёт о модернисткой, современной архитектуре, лишенной декора, — другой архитектуры в то время не строили.

Соцгород «На Горках» Ханнеса Мейера

1932 год радикально меняет архитектурную моду в Советском Союзе. Результаты конкурса на московский Дворец Советов всем ясно показывают изменившиеся вкусовые предпочтения властей. На смену модернистским течениям — конструктивизму (функционализму) и рационализму — приходит неоклассика, основным идеологом которой является Иван Жолтовский. В Перми мы это изменение можем увидеть в Рабочем посёлке — например, в здании Дома Техники Пантелеймона Голосова, нынешнем Славяновском колледже. Чистый модернистский фасад оказывается дополнен не существовавшими в первоначальном проекте рустовкой и пилястрами.

Новый градостроительный план

В 1938 году в связи с выделением Пермской области из Свердловской у города появляется новый градостроительный план. Его разрабатывает мастерская Ленгипрогора в составе А. Суборова, В. Яковлева, М. Штипельмана, К. Зайченко. Городским горкам, где в 1930-е так и не приступили к строительству, выделяется главная роль — именно там должен возникнуть новый городской центр, и Гипрогор готовит развёртки фасадов, проектирует городской Дворец Советов и административные здания.

Необходимо понимать, что территория нынешней улицы Крупской и Бульвара Гагарина незадолго до этого представляла собой высокий хвойный лес, а в долине Егошихи практически не было деревьев, так как в ней осуществлялся выпас домашних животных. По этому плану через Егошиху перебрасывается большое количество мостов, а рядом с трамвайным мостом создается дамба.

Война вносит свои коррективы, и в Пермь эвакуируется большое количество заводов и предприятий. Завод авиационных двигателей разрастается, и новый градостроительный план предусматривает развитие города в его сторону — именно такому решению мы обязаны появлением Тихого Компроса, и Компрос же позволяет нам увидеть масштабы предполагаемого строительства на Горках воочию.

Горки новый план не обходит стороной, но ограничивает — именно в нём заложены Северная и Южная дамбы как важные транспортные артерии. В 1958 году Северную дамбу торжественно открывают и перекладывают трамвайные пути. Под открытие начинают застраивать Уральскую, но линией в два дома, микрорайонной застройки Городских горок не предполагается. К тому же в 1955 году выходит Постановление ЦК КПСС № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Мода на неоклассику, «советский монументальный историзм» заканчивается, а на смену ему приходит новый советский модернизм.

Модернистская архитектура Горок и первая хрущевка

Именно модернистская архитектура и является отличительной чертой Городских горок. Микрорайон начинают застраивать типовой и парадной архитектурой. Вдоль Уральской проектируются парадные модернистские здание планетария (1968-й) и цирк. Он разрастается — именно здесь в 1961 году появляется первая хрущевка — типовое панельное пятиэтажное здание по адресу улица Студенческая, 15, а за ней в течение нескольких лет формируется микрорайон типового жилья.

Первая хрущевка

У района, впрочем, в этот момент нет четкого планирования. В книге «Пермь: очерк архитектуры» историк Александр Терёхин в 1970 году отмечает: «Жилищное строительство в эти годы (с начала 1960-х) велось крупными массивами на свободных территориях. Так были созданы два больших жилых района — Городские горки и Балатово. Схематическая планировка кварталов, однообразное расположение зданий не позволяют считать эту застройку ансамблевой. Гораздо удачнее складывается улица Мира в Балатово...»

Дамба в 70-е годы

Отсутствие градостроительного решения по данной территории, впрочем, делает район во многом экспериментальным. Вслед за первыми хрущевками на Городских горках в 1986 году появляется и первый в Перми 16-этажный, самый высокий в городе жилой дом (улица Крупской, 42). Линию советской панельной архитектуры сейчас наследуют возводимые «ПЗСП» дома серии Э-600, родственные серии 111–97, часто встречающейся на бульваре Гагарина.

Бульвар Гагарина в 70-е годы

Городские горки — собрание различной типовой модернистской архитектуры, от первых хрущевок и типовых девятиэтажных домов семидесятых до поздних и продвинутых панельных серий восьмидесятых годов. Установленная ещё в начале шестидесятых сетка района и предполагает обновление именно типовым советским домостроением. Эти дома проектировались как нейтральная универсальная архитектура, которую можно встроить в любое новое пространство. В этом смысле хрущевка и её поздние потомки — продолжение той же модернистской линии архитектуры и дизайна, что предлагает, например, «ИКЕА»: диваны, стулья и кровати, что будут смотреться уместно в любом интерьере.

Первая пермская шестнадцатиэтажка

Автор текста: Александр Михайлов.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем