Вместе с диджеем и специалистом по граффити Никитой Классеном погуляем по городу. Обсудим классический стрит-арт, граффити, вчитаемся и наконец-то начнем понимать, что написано на домах и заборах. И это не то, о чём вы сразу подумали.
Tele2 продолжает сенсорный урбан-проект о любви к Перми. Как город можно постичь через чувства: звук, взгляд, осязание, запах и вкус. И конечно же, о том, что стало для жителей мегаполиса шестым чувством, — о мобильной связи. Ведь она объединяет остальные пять — это напоминалка о дне рождении друга, онлайн-заказ цветов, такси до бабули, которая живет на другом конце города, и семейный чат.
Сам Никита не рисует. Признается, что баллончик брал в руки пару раз — и получилось не очень. Но уже почти 10 лет он вращается в этой сфере, занимается продажей красок, организует граффити-фестивали.
Прогулка начинается на улице Пермской у дореволюционной кирпичной двухэтажки. Несколько лет здесь красовался стрит-арт во всю стену — Давид в космосе. Жаль, что недавно его убрали: здание готовят к капитальному ремонту.
— Честно говоря, здесь мне нравился даже не сам Давид, а то, что по бокам здания, — объясняет Никита. — Тут было свободное творчество — шрифтовые куски, то есть имена или названия команд. Здесь был просто пересчет художников нашего города. Кое-где еще остались небольшие следы.
Суть классического граффити, каким оно устоялось еще с прошлого века, — как можно более интересно и изощренно написать свое имя. Многие оттачивают это мастерство из года в год. Например, стена в соседнем дворе пестрит такими надписями. С непривычки разобрать их не просто. А написаны здесь названия команд — 342, FTSH и никнейм — Рейс.
Но граффитисты занимаются и масштабными работами, которые расположены на главных улицах. Например, на стене педуниверситета — огромная работа Коли Super, сделанная на заказ. Это вполне обычная практика.
— Если ничего не путаю, то эта оформуха появилась в 2018 году и выполнял ее Коля Super. В то же время в городе появились его теги Super, — вспоминает Никита. — Одно из этих слов было на заборе где-то около авиатехникума. Привычная история, чтобы оставить свой след в городе. Бросалось в глаза, потому что было написано красной краской. И что сделали коммунальщики? Они закрасили его серым, но закрасили только сами буквы, то есть слово «супер» в итоге осталось, но превратилось в серое и угловатое. Такой коммунальный кубизм. Просто каждый коммунальщик — в душе Малевич. Коля ушел из жизни в начале этого года. Я очень сожалею, что нам не удалось познакомиться лично. Но память о нём определенно будет жить в его работах. И я сейчас не про оформухи, а про стритовые шрифты.
В культуре граффити есть такое понятие, как «хоф», — это сокращение от английского выражения hall of fame, «стена славы». Чаще всего это забор или большая стена, где авторы пишут всё, что захотят. Одни рисунки там появляются поверх других, и это нормально. На Луначарского в одном квартале сразу два таких хофа. Какие-то рисунки здесь сохранились еще года с 2013-го.
На улице Луначарского невозможно не обратить внимание на длинный забор, который тянется от Куйбышева до Комсомольского проспекта. Раньше он был расписан участниками фестиваля «Длинные истории Перми». Сейчас, судя по наметкам, здесь появится какая-то масштабная работа, посвященная 300-летию города.
По секрету скажем, что мы даже встретили автора — он только закончил с очередным участком и был весь в краске. Но, как истинный граффитист, попросил остаться инкогнито. Разрешил упомянуть только название его команды Graf`n`roll. Примерно через месяц работа будет завершена.
— Уже видно, что в этой работе будет много скрытых смыслов, вторых и третьих слоев, — отмечает Никита. — Думаю, что будет интересно посмотреть на рисунок, потом почитать описание, подумать и посмотреть еще раз, но другим взглядом. Эта многослойность уже проглядывается в набросках.
— Граффити прикрывают шрамы города, потому что заборы — это страх и мрак. И если они хоть как-то раскрашены, это уже лучше, чем ничего, — считает Никита.
Еще один из таких хофов находится на Решетниковском спуске. Несколько лет назад здесь провели граффити-джем — и до сих пор здесь появляются новые работы.
Кстати, о легальности. Только в последнее время администрация начала идти навстречу уличным художникам.
Время поджимает, надо бы побыстрее добраться от Луначарки до спуска. Выручают онлайн-карты пробок. Решено ехать по Монастырской — там посвободнее.
— Вот уже лет 10 я хожу по городу как будто по-новому. Я вижу не теги и не куски, я вижу очень много своих знакомых: имена и лица, целые истории, — отмечает Никита.
И у всех жителей есть такой шанс — надо просто вглядеться в причудливые вензеля и представить за ними людей, которые пытаются сделать наш город ярче.
Зафиналить прогулку мы решили в культовом для всех граффитистов месте — в экстрим-парке. Здесь уже слой на слое. И, кстати, это место, где в свое время Теle2 устраивала праздник. До сих пор здесь остались небольшие трафареты с логотипом оператора. А вот огромное граффити, которое делали на «трубе», продержалось всего 4 дня. Как говорится, сорян, ребята, это улица.
— Это же экстрим-парк — тут всё должно быть разрисовано, — считает Никита. — У Теle2 есть классный слоган «Другие правила», но правила улицы вы никогда не поменяете. Можно было включить таймер, когда их оформуху перебьют, и это случилось очень быстро. Мы все следили, когда это произойдет.
Давние рисунки сохранились на трибунах и за ними. И здесь не только тэги, но и персонажи. Вот, например, супердревний кусок, который делал Слава Moff. И не закрашен только по одной причине — еще никто не пришел сюда с лестницей, смеется наш гид.
Прошлый год в России оказался взрывным для граффити-индустрии. Толчок дали популярные соцсети — и росписью стен заинтересовалось множество детей и подростков. В отдельный вид вышел тэгинг. Тэг — это просто подпись, но и ее можно сделать необычной. Так что многим ребятам это зашло.
— Без проблем, если делают там, где это не испортит вида. Обидно, когда чиркают поверх рисунков, — считает Никита Классен. — Я вижу, сколько сил и работы вложено. Вот это, например, делали художники Гулливер и Леха Бэст. Потратили на это не один день, а сколько краски ушло — тут только зеленого цвета шесть оттенков. Вот такие потери очень жалко.
А следующую прогулку мы устроим со стаканчиком кофе в руках. И под его терпкий запах посмотрим на наш город другими глазами вместе с хозяйкой кофейни. Это будет еще одна «чувственная» история о наших героях и городе. А шестое чувство, чувство связи, нам помогает развивать Tele2.
Для того чтобы жителям города было комфортно в любой точке региона, в прошлом году Tele2 реализовала значимые инфраструктурные проекты в Перми и Пермском крае. На 10% увеличила количество базовых станций, модернизировала 38% объектов связи, а в первом квартале 2022 года обновила еще 14%.
А какие фото делаете вы?