В летнее время на улицах Перми можно встретить огромное количество электросамокатов. Только вот ездят они порой как придется. Вероятно, одна из причин — в непонимании, каким правилам следовать, ведь это и не мотоцикл, и не велосипед. Как ездить на нем правильно, чтобы ничего не нарушить? Мы собрали интересующие вопросы и задали их сотруднику пермской ГИБДД.
— На сегодня электросамокат как отдельный вид транспорта либо средство индивидуальной мобильности правилами дорожного движения не определен, — поясняет 59.RU начальник отделения пропаганды и безопасности дорожного движения отдела ГИБДД управления МВД России по городу Перми Владимир Яцук.
— Мы пользуемся определениями «мопед» либо «пешеход». Если электросамокат обладает двигателем, у которого мощность при номинальной длительной нагрузке более 250 ватт, значит, он подходит под определение «мопед». Для управления им нужно водительское удостоверение категории М. Если меньше — определяем как «пешеход».
На эти средства передвижения распространяются правила, установленные, соответственно, для пешеходов или для мопедов. Максимальная скорость передвижения на электросамокате мощностью до 250 ватт не установлена. А при управлении более мощными самокатами нужно руководствоваться дорожными знаками, которые распространяются на мопеды. «Пешеходы» передвигаются только по тротуарам, «мопеды» — по велосипедной полосе или справа по проезжей части.
— При передвижении на электросамокате мощностью более 250 ватт необходим застегнутый шлем — добавляет Владимир Яцук. — Необходимо держаться обеими руками за данное транспортное средство, не перевозить пассажиров, в том числе, конечно же, несовершеннолетних.
При передвижении на электросамокате мощностью меньше 250 ватт также рекомендуется (но не обязательно) пользоваться налокотниками, наколенниками и шлемом. Такими самокатами теоретически могут управлять даже дети.
— Каждый родитель должен понимать, что это очень опасная вещь, это не игрушка, — поясняет 59.RU Владимир Яцук. — Родителям стоит находиться рядом с ребенком во время катания, а также выбирать для этого закрытые площадки и специализированные территории.
Крупные компании, которые занимаются в Перми кикшерингом по соглашению с городом, предоставляют напрокат только электросамокаты мощностью менее 250 ватт. Они подпадают в категорию «пешеход». Кроме того, как нам пояснили в кикшеринговой компании Whoosh, которая предоставляет услуги проката в Перми, на электросамокатах автоматически регулируются настройки при проезде по определенным зонам.
— По соглашению с городской администрацией в некоторых частях города установлено ограничение скорости до 15 и 20 километров в час, — пояснил представитель Whoosh Александр. — Всю информацию об ограничении скорости и зонах, где ездить нельзя, можно получить в руководстве для пользователя.
В Перми прокатом электросамокатов занимаются Whoosh и Urent — соглашения с городом есть у обеих, на самокатах нельзя ездить по набережной, в Парке Горького, на эспланаде, на Егошихинском кладбище, в долине реки Данилихи, в долине Егошихи, в экстрим-парке и в ряде территорий Свердловского района.
— В месте, где запрещена езда на самокате, автоматически блокируются колеса, — поясняет 59.RU представитель Whoosh Александр. — И выше установленного ограничения скорости электросамокат не поедет. Устройство определяет, где на карте находится самокат и в соответствии с этим регулирует настройки.
Для личных маломощных электросамокатов пока никаких ограничений по скорости в городе нет. Нет и в правилах дорожного движения запрета ездить в определенных местах (помним: на таком самокате вы — пешеход). Но свои правила при этом есть и у Парка им. Горького, и у городской администрации касательно набережной. То есть по закону там ездить не запрещено, но администрация устанавливает свои запреты. Штрафы ГИБДД за их нарушение не предусмотрены.
Что касается управления самокатом в пьяном виде, закон предусматривает ответственность при использовании транспорта мощностью более 250 ватт (опять же — по аналогии с мопедом и пешеходом). За это могут привлечь к административной ответственности и лишить водительского удостоверения. При повторном нарушении могут привлечь и к уголовной ответственности.
Ранее мы публиковали дискуссионные вопросы в правилах дорожного движения и рассказывал, как Общественная палата РФ собирает идеи и предложения для их обновления.