26 ноября умер известный пермский герпетолог Олег Рицков. Ему был 61 год. Свою коллекцию из 200 змей Олег Рицков собирал более 30 лет.
Олег Рицков был руководителем лаборатории герпетологии клуба по содержанию и разведению экзотических животных общественного центра «Зеленое хозяйство».
Как рассказал 59.RU герпетолог Максим Гуляев (репортаж из его квартиры, где пермяк собрал коллекцию экзотических змей и насекомых, можно прочитать здесь), Олег Рицков был одним из лучших герпетологов Советского Союза, разработчиком методик содержания и разведения ядовитых змей в лабораторных условиях. Восемь лет работал в Туркменистане змееловом.
— В Туркменистане Олег ловил змей для добычи яда для медицины, науки, косметики, — рассказал собеседник. — Он обладал феноменальной памятью и знаниями. С самого детства интересовался змеями. А ядовитые змеи не настолько опасные, как кажется, тем более с его опытом...
Ученица Олега Рицкова Екатерина Сысолина рассказала 59.RU, за 30 лет Олег собрал в свою коллекцию почти 200 змей. Сейчас главное — сохранить дело учителя и его обширную коллекцию с редкими видами змей, призналась Екатерина. Одни из самых редких и любимых в ней — это цейлонские тигровые питоны. В коллекции Олега Рицкова их две пары.
Другой ученик Олега Рицкова Максим Булдаков рассказал 59.RU, что в коллекции учителя были еще такие редкие виды, как хомалопсисы, или водяная вьетнамская змея, мексиканский щитомордник, кубинский удав, обыкновенный удав Ортони — этот подвид не содержится ни в одном зоопарке и частной коллекции мира.
А символом клуба Олега Рицкова была сова Лёля. В клубе птица прожила 14 лет и умерла в прошлом году.
Екатерина Сысолина в память об учителе написала: «Ты показал мне, как обширен и прекрасен мир змей. Мы оба знаем, что это моя дорога и пойду по ней. Постараюсь продолжить твое дело. Ты навсегда останешься для меня очень дорогим, добрым и родным человеком. Я запомню тебя таким. Прощай...»
Дочь Олега Рицкова Анастасия написала на своей странице во «ВКонтакте», что отец был выдающимся герпетологом, фанатом своего дела, преподавателем, исследователем и эрудитом.
— Он очень любил эту жизнь и старался прожить ее ярко. Он очень любил хорошую литературу и знал в ней толк, кино и очень круто играл на гитаре, — написала Анастасия. — Папа был в самом сердце авангарда. Он не подчинялся правилам, он бросал вызовы, он был философом. <...> В то же время для многих он стал очень близким другом и наставником, воспитал несколько поколений увлеченных молодых людей. И это прекрасно! Значит, дело всей его жизни будет жить. Люблю тебя, пап. Пока что не знаю, как попрощаться, потому что мне всё время кажется, что я сейчас позвоню тебе и ты скажешь мне: «Привет, ребенок!»
Коллега Олега Рицкова, специалист по экзотическим животным Евгений Чащин из Екатеринбурга рассказал 59.RU, что их объединяло общее дело. У Евгения была ферма крокодилов в Екатеринбурге, где спасали крокодилов — бывших артистов цирка, некоторых заводили ради развлечения, например, одного такого крокодила привезли из колонии, в которой он был ослаблен и истощен. Репортаж об этом можно прочитать здесь.
— Смерть Олега — большая утрата, меня с ним связывал многолетний опыт сотрудничества, вечная память, — сказал собеседник.
Олег Рицков очень любил свое дело и откровенно рассказывал о том, что многие недооценивают опасность работы с ядовитыми змеями. 17 ноября этого года Олег Рицков на своей странице во «ВКонтакте» рассказал, что его не раз кусали змеи, однажды из-за укуса он даже пережил клиническую смерть.
— Кусали меня не раз и не два, были разные гадюки, гюрзы, щитомордники. Начну с того, как я получил серьезный укус взрослой среднеазиатской кобры в лицо, — писал Олег Рицков. — Когда я работал в Пермском зоопарке, у меня была замечательная пара среднеазиатских кобр, как я считал, ручных, особенно спокойным мне казался самец. Молодо, зелено, понтов выше крыши, и думаешь, что ты Кощей Бессмертный. Ну и в одну из фотосессий кобряк мне дал ответку. Получил большую дозу яда, чем при обычном укусе, потому что, когда змея вцепилась, нужно было ее резко сорвать с лица, а я его аккуратно снял, зафиксировав и, соответственно, поддоив. В результате я умер — клиническая смерть. Откачали. Это был самый страшный укус. Были еще серьезные укусы от шумящей гадюки, куфии Вогеля и последний от моноклевой кобры одним зубом внутривенно. К чему это написано? К тому, что большая часть укусов случается по вине человека. Желание попонтоваться, а во вторую — нарушение техники безопасности. В 90% укусов виноват «опытный кипер», соблюдайте ТБ. Остальные 10% — кирпич на голову. Это укусы на отлове, во время фиксации или ненадежность партнера. Так что люди, помните, что в первую очередь вы подставляете не только себя, родных и близких, но и всё наше «змеиное болото». Я знал и знаю людей, которые после первого же укуса отказывались от террариумистики полностью — понты не удались.
Олег Рицков умер в больнице 26 ноября. В последний год он болел, рассказала его ученица Екатерина Сысолина.
— До последнего была надежда, что справится... Но, к сожалению, не получилось, — сказала собеседница.
Клуб герпетологии Олега Рицкова многие годы находится в помещении на улице Льва Шатрова, 34. Это помещение в бесплатную аренду сдает администрация Свердловского района Перми.
— Договор обычно на год, каждый раз есть риск, что не продлят, — призналась Екатерина Сысолина. — В связи со сложившейся ситуацией у них на данный момент какие-то заминки, хотят на полгода пока договор сделать. Ждем от них ответ, что решат.
Ранее мы писали, что 11-летний Матвей Москалев из Рыбинска уже четыре года спасает птиц. Через руки юного Айболита прошло около 130 птиц. Матвей лечит их и выпускает на волю. Он мечтает стать орнитологом, чтобы в будущем помогать пернатым уже профессионально.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.