Онлайн-маркетплейсы и обычные магазины должны нести равную ответственность за соблюдение прав покупателей, считают в Общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива».
Соответствующее обращение организация уже направила в Государственную думу РФ. Роль маркетплейсов в повседневной жизни россиян действительно сильно выросла за последние годы: поэтому сегодня они нуждаются в четком регулировании, чтобы и на них в полной мере соблюдались права как пользователей, так и продавцов, согласны отраслевые эксперты.
Однако они подчеркивают, что делать такие шаги нужно очень аккуратно, чтобы, с одной стороны, не спровоцировать повышения цен, а с другой, дать отрасли возможность самостоятельно работать над созданием комфортных условий для работы с покупателями без дополнительной нормативной нагрузки.
Как сообщают инициаторы, по закону у покупателя есть две недели на то, чтобы обменять товар, который ему не понравился или оказался ненадлежащего качества. Исключение делается только для продовольственных, технически сложных товаров, белья и предметов личной гигиены. При онлайн-покупке на отказ от товара надлежащего качества покупателю дается минимум семь дней, а некачественный товар можно вернуть, обменять или потребовать уменьшения цены.
При этом, сообщает Роспотребнадзор, у некоторых площадок не выработана такая процедура обмена товара. Покупателю предлагают вернуть вещь, получить деньги, а далее совершить новую покупку. При этом возможность того, что товар за это время может вырасти в цене, не учитывается.
Общественный совет при ведомстве уже обсуждает дополнительные требования к работе маркетплейсов. В частности, их хотят обязать контролировать продавцов и товары при помощи автоматизированных государственных информационных систем. При этом в правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации с 1 марта также были внесены изменения: они устанавливают равную ответственность маркетплейсов и продавцов за торговлю немаркированными товарами.
Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин убежден, что быстро растущее количество жалоб пользователей, а иногда и самих продавцов на маркетплейсы, безусловно, повод для установления новых правил их деятельности.
— Активное использование маркетплейсов потребителями спровоцировал коронавирус, — в 2020–2021 годах люди стали значительно чаще делать покупки дистанционно, теперь это уже вошло в удобную привычку. В последний год на рост числа покупок через маркетплейсы повлиял и уход некоторых зарубежных розничных магазинов, товары которых теперь можно найти как раз на таких площадках. Однако со временем выросло не только количество потребителей, предпочитающих онлайн-покупки, но и число нарушений на интернет-площадках. Сейчас мы подошли к той точке, когда необходимо формировать новые, детализированные правила их работы и ее контроля. Особенное внимание нужно будет уделить защите прав как потребителей, так и продавцов, учитывая, что последние нередко сталкиваются с большими штрафами, устанавливаемыми администрацией таких платформ без четкого обоснования их вины, — сказал Антон Немкин.
И. о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин замечает, что по закону маркетплейсы рассматриваются не как продавцы товаров, но как агрегаторы информации о товарах. Именно поэтому формально потребители не могут предъявлять к ним требования и претензии по своим покупкам. Более того, по данным Роскачества, предъявление иска к маркетплейсу из-за некачественного товара обычно бесперспективно, добавил Москвитин.
Юрист МКА «Князев и партнеры» Михаил Ганущак полагает, что не стоит уравнивать владельцев маркетплейсов с обычными продавцами.
— Маркетплейс по своей сути является посредником, позволяющим потребителю найти продавца необходимого товара и заключить с ним договор купли-продажи. В таких отношениях роль маркетплейсов существенно отличается от обычных оффлайн-магазинов, к правовому положению которых их хотят приравнять. Маркетплейсы не обладают правом собственности на реализуемые с их помощью товары, не являются стороной в сделке по купле-продажи товаров. По сути, их, скорее, можно сравнить с торговым центром, предоставляющим удобную площадку для коммуникации между продавцом и покупателем. Вследствие этого возложение на маркетплейсов обязанностей по удовлетворению претензий потребителей по качеству товаров или по их обмену представляется чрезмерной, а в некоторых случаях и невозможной, — замечает юрист.
Михаил Ганущак уверен, что более эффективным методом борьбы с незаконными действиями маркетплейсов стало бы внесение в законодательство обязанности таких площадок передавать соответствующие претензии и требования продавцам, что дало бы покупателю гарантированную возможность связи с продавцом.