
Если вы любопытный (как мы), то, возможно, тоже заметили интересную заброшку во дворе дома на Ленина, 25 — буквально рядом с мэрией. Она представляет собой небольшую сводчатую постройку из кирпичей. В стене — кованая ржавая дверь, но в нее не попасть, висит замок. Постройка покрыта увядшей растительностью. Мы решили узнать ее историю и занялись небольшим исследованием.




Кованая дверь заслуживает особого внимания. Она украшена стрелками, заключенными в круги.


Кирпичи постройки старые и хрупкие, боковые и вовсе крошатся под руками. В верхней части конструкции заметна металлическая арматура, которая держит свод.


Залезаем на крышу, в ней оказывается пролом, через который видно помещение. В нем пусто, внутренняя дверь ведет в соседнее замурованное кирпичами помещение.
Мы обратились с вопросом о домике в мэрию, но нас переориентировали на ГуФСИН, так как постройка примыкает к Центру инженерно-технического обеспечения и вооружения ГУФСИН на Ленина, 25а. В ведомстве сказали, что здание не эксплуатируется, и расспросили своих сотрудников о его истории.
— По сведениям наших старожил, на этой территории когда-то была церковь — возможно, сводчатая постройка как раз имела отношение к ней, — предположили в ведомстве.

Пермский архитектор Геннадий Воженников рассказал 59.RU, что на территории этих дворов в XIX веке действительно была церковь, которую потом перестроили. Но, предположительно, она была в соседнем дворе.
Дом на Покровской (ныне Ленина), 25, во дворике которого находится заброшенная постройка, был построен после большого пожара 1842 года. По данным историка Елены Спешиловой, опубликованным в книге «Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди», он принадлежал купцам Бахаревым и Каменским.
Согласно летописи Александра Дмитриева, Василий Бахарев был купцом первой гильдии и долгие годы исполнял обязанности директора губернского тюремного комитета, состоял гласным городской думы, членом местного управления Красного Креста. После смерти Натальи и Василия дом стал принадлежать племяннику Натальи Александру Григорьевичу Каменскому — представителю фирмы «Братья Ф. и Г. Каменские и К», которой принадлежали заводы и фабрики. В этом доме он проживал с женой Натальей Каменской — сестрой знаменитых пароходчиков.
Позже появилась каменная пристройка со сводом, лавка и баня с прачечной. В архиве сохранилось фото 1915 года с вывесками магазинов на фасаде. В одном из магазинчиков можно было купить первые велосипеды. Возможно, интересующая нас постройка была велосипедной лавкой или магазинным складом, а на двери постройки символично изображены колесо и спицы. А что, чем не версия? Впрочем, в архивном описании дома на Ленина, 25, с которым работала краевед Спешилова, фигурируют «два каменных склада внутри двора», которые были заняты под военное ведомство, а позднее под базу.

По данным Елены Спешиловой, спустя годы Бахаревы заменили верхнюю деревянную часть дома на каменную, тогда же у дома появилась арка, а территорию за домом заполнили постройками — кладовыми и лавками. Межевая стена — она сохранилась и видна на одном из фото выше — отделила хозяйство Бахаревых от территории соседнего дома купчихи Киселевой (сейчас это дом на Ленина, 27).
В 1916–1917 годах в доме находились редакция и контора кооперативного журнала «Известия потребителей», Союз потребительских обществ и частная школа Золотовой. После революции дом муниципализировали и открыли в нем государственные ведомства, парикмахерскую и шляпную мастерскую. В советские годы здание занимала Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора.
Ранее мы рассказывали об исторической заброшке у «Алмаза», во дворе которой стоит старинный фонтан.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.