19 мая в Перми прошла серия обысков у восьмерых активистов и общественников. Обыски провели сотрудники ФСБ по уголовному делу против двух бывших сотрудников Пермского «Мемориала» (организация ликвидирована в 2022 году, входила в структуру международного «Мемориала», признанного иностранным агентом и тоже ликвидированного) Роберта Латыпова и Александра Чернышова. Сегодня краевое УФСБ сообщило, что обоих обвиняют по статье УК РФ «Покушение на контрабанду культурных ценностей»: они пытались вывезти архивные документы «Мемориала». Мы связались с экс-руководителем Пермского «Мемориала» Робертом Латыповым. Он объяснил, о каких документах идет речь, куда их везли и почему.
По версии следствия, Роберт Латыпов и председатель пермской благотворительной общественной организации «Центр исторической памяти» Александр Чернышов, действуя по предварительному сговору, совершили попытку контрабандного вывоза из России в Германию архивных документов «Мемориала». ФСБ ссылается на экспертную оценку и сообщает, что эти документы представляют культурную и историческую ценность.
Восемь пермяков, у которых сегодня прошли обыски, проходят по делу свидетелями и находятся под подпиской о неразглашении. Александр Чернышов сейчас находится в московском спецприемнике: 5 мая его задержали в аэропорту Шереметьево и приговорили к 15 суткам ареста по обвинению в хулиганстве. Таким образом, единственным доступным для журналистов фигурантом уголовного дела остается экс-глава пермского «Мемориала» Роберт Латыпов, находящийся в данный момент за пределами России. По его словам, он следит за сложившейся ситуацией.
— Все это вызывает ужас, — поделился с 59.RU Роберт Латыпов. — «Мемориал» существовал в Перми 30 лет.
Мы попросили собеседника объяснить, о каких культурных ценностях может идти речь и зачем понадобилось куда-то перевозить архив.
— Как у любой организации, у нас был документооборот. Это множество официальных документов: протоколы собраний, заявки на гранты, проекты, отчеты, приказы. У нас нет никаких литературных ценностей, — подчеркнул бывший руководитель пермского «Мемориала».
По словам Роберта Латыпова, два года назад, до ликвидации, организация проходила проверку Минюста и предоставляла полный отчет по документам.
— Официальные документы организации чиновники уже видели и изучали, — рассказал Роберт Латыпов. — [В 2022 году] пермские власти принудительно вычеркнули «Мемориал» из ЕГРЮЛ и ликвидировали.
Собеседник объяснил, что волонтеры приняли решение собрать в один архив официальную документацию «Мемориала» и систематизировать ее.
— Процесс занял полгода. Всего было собрано несколько коробок бумаг, — сообщил собеседник. — Они лежали в Перми. 10 марта мы хотели отправить документацию в Москву коллегам, чтобы они провели первичную оценку этих документов и выбрали, какие из них значимые, какие из них стоит сохранить для истории о том, как работал «Мемориал» в качестве общественного движения. К отправке документов Чернышов не имеет отношения. Он ранее просто участвовал в сборе этих документов, это не является криминалом. Документы отправились в Москву через обычную транспортную компанию.
По словам Латыпова, 11, 12 и 13 марта провели обыски у бывших сотрудников «Мемориала».
— Все эти документы конфисковали. Мы до сих пор не знаем, что с ними, где они сейчас находятся, — отметил Роберт Латыпов.
Он сообщил, что в рамках уголовного дела, по его информации, обыски прошли у восьмерых общественников и правозащитников. Среди них члены Совета по правам человека при президенте РФ Светлана Маковецкая и Татьяна Марголина, журналист Татьяна Черепанова, экс-член краевой общественной наблюдательной комиссии по правам осужденных Оксана Асауленко, правозащитник Игорь Аверкиев, член краевой Общественной палаты Надежда Агишева, юристы Сергей Трутнев и Сергей Максимов, член правления пермского «Мемориала» Вера Сединина.
— Они проходят свидетелями, задержаний среди них нет, — добавил Роберт Латыпов. — Это уголовное дело шито белыми нитками, его цель — добить оставшуюся часть гражданского общества в Перми, которая еще пытается продолжать свою деятельность. В последние годы сильно поредели ряды активистов. Все это запугивание общественных активистов и их выдавливание из страны.
Ранее мы писали, что пермский омбудсмен Игорь Сапко прокомментировал обыски ФСБ у активистов.