Город Расширить горизонты: как рынок беспилотников развивается в Пермском крае

Расширить горизонты: как рынок беспилотников развивается в Пермском крае

Эксперты авиационной отрасли Прикамья, образования и промышленности обсудили перспективы развития рынка

Мероприятие по обсуждению перспектив развития в Прикамье отрасли по эксплуатации БПЛА прошло 6 ноября в Пермской торгово-промышленной палате

Российская авиация с каждым годом развивается и внедряет новые технологии. В топе инноваций последних лет — беспилотники. Их используют в работе крупные предприятия, МЧС, агропромышленный комплекс. Благодаря чему ребром встает вопрос о специальной подготовке кадров, способных применять разработки на практике. Кто внедряет в образовательную систему Прикамья данный профиль? Каких технических возможностей беспилотных авиационных систем не хватает представителям бизнеса? Готовы ли разработчики уже сегодня продемонстрировать модернизированные новинки рынка? Эти и другие вопросы эксперты обсудили в рамках круглого стола «Беспилотие: кто летает и с кем. Горизонты нового рынка в Пермском крае».

Обсуждение перспектив и выявление потребностей

Инициаторами важного диалога с представителями органов власти и бизнес-сообществ стали профессионалы в сфере авиации — компания «Беспилотные системы Урала».

— История авиации начинает очередной виток — переход от пилотируемой авиации к беспилотию. О важности этого говорит президент РФ, а правительство готовит методические рекомендации для регионов по разработке и мониторингу программ развития отрасли. Мне думается, пришло время и нам в Пермском крае ставить эксплуатацию на промышленные рельсы, — говорит директор авиакомпании «Геликс» Вадим Балдин.

Директор авиакомпании «Геликс» Вадим Балдин

Они как никто другой понимают устройство рынка и цену ошибок при эксплуатации летательных аппаратов, включая сложную систему технического обслуживания.

Компания «Беспилотные системы Урала» — дочерняя организация авиакомпании «Геликс».

Тому, что развитием беспилотия займется региональный подрядчик, эксперты рады. С большими сетевыми структурами, по их словам, просто невозможно выстроить грамотных механизмов выдвижения возражений.

Подняли вопрос о том, когда беспилотник поднимается в небо. Тогда он входит в воздушное пространство территорий, принадлежащих кому-либо. В том числе различным предприятиям.

— На данный момент раздел «воздушного пирога» и грамотное взаимодействие структур — одна из наших главных задач. Пока любой подъем беспилотника согласовывается минимум за пять суток, хотим повысить скорость согласования документов и упростить процедуру, — начальник Пермского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Алексей Колодин.

О том, как государственные учреждения используют беспилотники в своей работе, рассказал Денис Говоров, заместитель начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю.

— В феврале к нам поступил новый передвижной пункт управления беспилотной авиационной системой. По сути, это автомобиль повышенной проходимости, оснащенный двумя беспилотными судами. МЧС уже почти два десятилетия использует беспилотники, но они были не такие мощные. Основное отличие в дальности применения. Теперь мы можем обследовать большие площади до 100 километров, тогда как раньше радиус у моделей вертолетного типа был всего 1–2 километра. При этом длительность полета новых устройств — около 5 часов, — рассказал Денис Говоров.

БАС применяются сотрудниками МЧС для мониторинга пожароопасной и паводковой обстановки в Пермском крае, проведения воздушной разведки во время чрезвычайных ситуаций, выполнения аварийных и поисково-спасательных работ

Представитель министерства отметил, что сейчас они нуждаются в подводных беспилотниках для разведки соляных шахт на территории края. Как активным эксплуатантам им необходимы модели, способные работать вне сетей связи, с автономной навигацией, простотой взлета и посадки. Это бы облегчило их работу на северных территориях Пермского края, которые фактически отрезаны от мира.

Беспилотная помощь нефтедобытчикам и энергетикам

Беспилотники гражданского назначения можно встретить в сельском хозяйстве и лесоавиационных работах, с помощью них создают карты местности и мониторят изменения в горных массивах. Всё более широкое применение находят беспилотные летательные аппараты и в промышленности — электроэнергетике и нефтепереработке.

— На нефтедобывающих объектах при помощи беспилотников с тепловизорами мы ведем мониторинг систем трубопроводного транспорта, обследуем и контролируем работу на карьерах. В основном нас интересует модернизация технологичности техники — расширить объем получаемых данных. Сейчас мы видим состояние трассы трубопровода, захламления, несанкционированных передвижений по объекту. Хотелось бы более масштабно и детально видеть картинку, — говорит сотрудник нефтяной компании.

Согласился с экспертом нефтяной отрасли и начальник отдела эксплуатации высоковольтных линий электропередачи филиала «Россети Урал» — «Пермэнерго» Виталий Чугайнов.

По его словам, по полученным фото- и видеоизображениям с борта БПЛА после обработки специализированными программами создаются цифровые 3D-модели различных электросетевых объектов. Расширенные данные, собранные дронами, позволили бы их специалистам более четко оценивать и прогнозировать воздействие природных факторов на воздушные линии электропередачи, определять дефекты проводов и изоляции, отклонения от допустимых параметров.

Запрос получен — запрос выполнен

Необходимыми функциями, которые озвучили спикеры за столом в качестве пожеланий, по словам разработчиков, уже обладают новые модели БАС.

Эксперты презентовали участникам круглого стола комплекс с беспилотным летательным аппаратом «Пчелка» и автономный программно-аппаратный комплекс обнаружения и информирования о лесных пожарах. Два этих продукта, по прогнозам инженеров, частично решат проблемы всех структур одновременно.

Новым технологиям нужны кадры с соответствующей подготовкой

Важной задачей в беспилотии является и подготовка кадров с новыми компетенциями. Авиации нужны спецы, обладающие навыками управления беспилотными летательными аппаратами, обработки и анализа данных, полученных с БПЛА. За профильное образование в данной области ответственность на себя взяли ПГАТУ, ПГНИУ и ПНИПУ.

Пермский Политех решил начать со школьников.

— Мы реализуем федеральную программу «Авиационные классы», основное содержание которой готовит школьников к работе в отрасли беспилотников. Проходит она в четырех школах города в коллаборации с предприятиями АО «ОДК-СТАР», АО «ОДК-Авиадвигатель», «Протон-М» и ПАО НПО «Искра». В ближайшее время список пополнит еще два образовательных учреждениях, — отметил профессор кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ПНИПУ Владимир Модорский.

Со следующего года ПНИПУ планирует запустить образовательную программу бакалавриата, которая направлена на подготовку кадров в сфере проектирования и производства БАС

Вузы также взялись за реализацию федерального нацпроекта «Кадры для беспилотных авиационных систем». В рамках него проходит подготовка молодых специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС.

ООО «БЕСПИЛОТНЫЕ СИСТЕМЫ УРАЛА», gelix.aero

ИНН 5902065196

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем