Город истории Самый честный гаишник Перми: вспоминаем историю инспектора Рангулова, именем которого даже называли перекресток

Самый честный гаишник Перми: вспоминаем историю инспектора Рангулова, именем которого даже называли перекресток

В советские годы Газиз Рангулов был грозой водителей-нарушителей

Газиз Рангулов не раз становился героем газетных публикаций, вот и это фото было сделано для материала о его работе

Рангуловский перекресток на шоссе Космонавтов лет пятьдесят назад знал любой пермский водитель. Название использовали все, хотя оно не было официальным: перекресток получил имя по дежурившему на нем инспектору ГАИ. Газиз Рангулов был известен как самый честный и принципиальный милиционер, которому не важны звания, заслуги и связи. Между водителями даже ходила байка, что инспектор не пожалел родного брата — лишил прав за пьяную езду.

За годы работы Рангулов стал настоящей местной знаменитостью, и пермяки вспоминают его до сих пор. Когда мы опубликовали материал о Пьяной дороге, сразу несколько человек написали, что в 1970-е подвыпившие водители старались объезжать Рангуловский перекресток: знали, что инспектор не пойдет на уступки.

Самого Газиза Рангулова уже нет в живых, но дочь милиционера сейчас живет на его родине — в Башкултаево. Эльвира Рангулова подняла семейные архивы и рассказала 59.RU, что помнит об известном отце и что о нем говорят знавшие его люди.

Где находился Рангуловский перекресток

Чаще всего Газиза Рангулова отправляли дежурить на перекресток шоссе Космонавтов и улицы Оверятской — той самой, что постепенно превращается в улицу Встречную (она же — Пьяная дорога). Сегодня на этом месте разворотное кольцо, а раньше был простой перекресток, который и прозвали Рангуловским. Если спросить пермских водителей, севших за руль в советские годы, то они скорее всего назовут как раз этот вариант. Редакции 59.RU его озвучили и читатели, и бывший главный инженер УКСа Михаил Плеханов (он работал в 1970–1980-е), и дочь Рангулова.

Сейчас перекрестка нет, но легко представить, где он был раньше

Авторитет инспектора ГАИ был настолько велик, что его именем периодически обозначали еще один перекресток — пересечение того же шоссе с улицей Столбовой, переходящей в Карпинского. Газиз Рангулов работал и там. Второй вариант, к примеру, мы встретили в одной из газетных вырезок, которые Эльвира Рангулова хранит в память об отце.

Личная жизнь

Газиз Рангулов родился в 1932 году в Башкултаево, здесь вырос и окончил семилетнюю школу. Несмотря на легенду о лишенном прав родном брате, на самом деле у Рангулова были только две сестры. Одна из них — сводная, от второго брака отца. Она и сегодня живет в Башкултаево. Правда, болеет, поэтому встретиться с нами не смогла.

Башкултаево — родина Газиза Рангулова

Как и его отец, Газиз Рангулов (которого большинство знакомых называло Геной) был женат дважды. Первая супруга рано умерла, оставив его с двумя сыновьями — Гаязом и Газинуром (сейчас их уже нет в живых).

Совсем юный Газиз
Первая жена Рангулова, их сыновья и родственник (тот, что постарше)

В сорок лет мужчина женился во второй раз. Через два года родилась дочка Эльвира.

— К этому времени семья уже жила в Перми, — делится Эльвира Рангулова. — Папе дали двухкомнатную квартиру в районе ДК Гознака. Там мы и жили вместе с братьями. Помню, что папу даже местная шпана уважала. Заходим в подъезд — они сразу здороваются.

Случайное фото сделано при встрече с коллегами. Газиз Рангулов — слева, на руках он держит дочку Эльвиру

ГАИ как выбор

Никаких связей с милицией у Газиза Рангулова не было, никто из родни там не работал. Но, раздумывая, куда устроиться после армии, он выбрал именно ГАИ. В органах Рангулов прослужил до 1978 года. Практически всё это время за ним был закреплен пост, который называли Рангуловским перекрестком.

— Когда я уже стала взрослой, знакомые говорили: «Помним твоего папу, его в Верхних Муллах все боялись — знали, если Рангулов на посту, то не дай бог что-то не то на дороге сделать», — рассказывает Эльвира Рангулова. — Раньше мобильной связи не было, но люди всё равно как-то узнавали, что он на перекрестке. Готовы были объезжать его по дальней дороге.

Рангулова все знали как строгого милиционера, но он был компанейским и любил пошутить — посмотрите хотя бы на это фото!

«Его боялись все водители», «Для Рангулова не было авторитетов», «Если выпил, ни в коем случае нельзя было ехать через Рангуловский перекресток» — так об инспекторе и месте его службы до сих пор отзываются пермяки.

— Для папы действительно не существовало «людей в погонах» и высоких руководителей, он не боялся никого останавливать, — комментирует Эльвира Рангулова. — Был случай: на УАЗике ехало из бани начальство — гораздо выше его по званию. Вышли из машины: «Ты что, погоны не видишь?» А он: «Всё равно заворачиваем». Папу даже сравнивали с принципиальным милиционером из старого фильма, говорили: «Рангулов точно такой же».

Когда вышла драма «Инспектор ГАИ» (18+), Газиз Рангулов уже не работал в милиции. Но неудивительно, что именно с ним пермяки в первую очередь ассоциировали героя Сергея Никоненко. Киношный гаишник противостоял нарушителю «с весом» — начальнику станции техобслуживания, которого сыграл Никита Михалков.

Проверка документов (Рангулов — справа)
Дежурство на одном из участков шоссе Космонавтов, в кадре можно рассмотреть служебный мотоцикл

Газиз Рангулов регулировал движение вручную. В газетах того времени писали, что светофоры-автоматы банально не справлялись с мощным автомобильным потоком по шоссе Космонавтов. Машины застывали в пробках, которые не рассасывались в течение двух-трех часов (и это в 1960–70-е годы!). Рангулов же легко управлялся с транспортом, и на протяжении долгих лет перекресток оставался единственным в городе, где уличное движение регулировали при помощи жезла.

Газиз Рангулов (на первом плане) с коллегами

«Надо иметь особое чутье, чтобы в длинной веренице бегущих машин остановить именно ту, в кабине которой находится шофер-нарушитель. У Газиза Саитовича Рангулова такое чутье есть, — восхищалась одна их журналисток. — Рангулов обладает острой реакцией, отлично умеет анализировать обстановку, четко и быстро ориентироваться в создавшихся аварийных ситуациях. Но, пожалуй, главная его заслуга в создании атмосферы спокойствия и порядка на своем участке. Уже задолго до его поста водители сбавляют газ и критически оглядывают свое «хозяйство», ведь впереди сам Рангулов».

Цитату из этой статьи можно прочитать выше
На этом фото Газиз Рангулов гораздо моложе, но взгляд уже характерный

Высоких начальственных должностей самый известный гаишник Перми никогда не занимал, два с лишним десятка лет оставался на «полевой» работе. В кресло руководителя и не рвался, говорит дочь Рангулова: ему нравилась служба. Даже своего кабинета у него не было, только общий с коллегами по ГАИ на Леонова, 17 (там и сегодня находится отдел полиции).

Эльвира Рангулова: «Помню, что в кабинете были стулья и парочка столов. Но там толком не сидели, только документы оформляли»

Не просто репутация, а образ жизни

Принципиальность Газиз Рангулов проявлял не только на дороге, но и в быту.

— Не было такого, что он корочками ради чего-то светил, — делится дочь милиционера. — Мама, например, могла сказать: «Вот у нас даже телефона домашнего нет…». А папа: «Ну, нет и нет».

В милицию Рангулов пришел после армии, служил на Чукотке
Общее построение

Репутация инспектора забавным образом проявилась во время его знакомства с братом второй жены Талгатом.

— Я служил в армии и не знал, за кого сестра вышла замуж, — рассказал 59.RU Талгат Гатауллин. — Домой возвращался на поезде и, скажем так, хулиганил с другими дембелями. Приехал, стою на крыльце — и вдруг из-за угла милиционер идет. Сразу подумал, что это за мной. Потом уже выяснил, что Рангулов теперь — муж моей сестры. А он же известный был, мы в деревню через его перекресток ездили. Но я на лицо внимание не обратил, форму увидел — и испугался.

Угрозы и увольнение

Характер инспектора ГАИ нравился далеко не всем. Пока в газетах Рангулова восхваляли за отличные показатели и принципиальность, пойманные на нарушениях водители осыпали его проклятьями. Кто-то ограничивался угрозами, когда ему прокалывали права компостером (после трех проколов удостоверение забирали). Кто-то жаловался на инспектора его начальству. А кто-то решался на преступление.

— Была история, когда Газиз ехал на мотоцикле и его попытался сбить самосвал. Не всем по душе, что человек принципиальный, — поделился Талгат Гатауллин. — Он потом в больницу попал, шрамы на теле остались.

В трудовой книжке множество записей о поощрениях
Рангулов не боялся никого останавливать: нарушил — отвечай

Уйти из милиции Рангулову пришлось из-за другой ситуации на дороге. Он написал заявление по собственному желанию, хотя такого желания у него на самом деле не было — бросать любимое дело инспектор ГАИ не планировал. Сам Газиз Рангулов не любил говорить про увольнение, но близкие и коллеги рассказывали Эльвире, что ее отца подставили.

— Папа поймал водителя с нарушениями, сказал, что штрафует, и начал прокалывать права, а они оказались плотными, как заламинированными, — прокомментировала дочь милиционера. — Он прокалывал, прокалывал — бесполезно. Сказал водителю: «Ну ладно, езжай». И всё — тут же приехала проверка.

К этому времени стаж работы Газиза Рангулова с учетом службы в армии составлял 25 лет, поэтому он уволился и одновременно вышел на пенсию по выслуге лет.

Жизнь после ГАИ

Сегодня бывшие полицейские часто становятся охранниками, устраиваются в ЧОПы. В советские годы это не было распространено. Газиз Рангулов после ухода из милиции стал наладчиком на печатной фабрике «Гознак».

— Я лет в семнадцать тоже пошла устраиваться на «Гознак». Начальник отдела кадров увидел мою фамилию и сразу: «Гаишник Рангулов не твой папа?». Я говорю: «Мой». Он в ответ: «Ну-ну, помню я его, оштрафовал меня», — делится Эльвира Рангулова. — Мне и другие водители часто говорили, что папа их оштрафовал, к примеру, на рубль. Или вспоминали, как он стоял на посту — на перекрестке с Оверятской или еще где-нибудь.

Газиз Рангулов пусть и не часто, но ходил на школьные праздники к дочери. Фото сделано во время такого мероприятия

На фабрике бывший инспектор проработал вплоть до выхода на пенсию по возрасту. Своей машиной он так и не обзавелся, но продолжал на автомате отмечать водителей, не соблюдающих ПДД.

— Если ехал с кем-то знакомым на машине, всегда замечал: «Вон тот опять не по правилам едет, а этот сделал всё не так, как надо», — рассказывает Эльвира.

В 2000 году Газиза Рангулова не стало (ему было 67 лет), восемь лет спустя ушла из жизни и его жена Фидая.

— Когда я ездила в «Башню смерти» оформлять документы о папиной смерти, мне сказали: «О, тот самый Рангулов». То есть люди его не забыли даже через несколько десятков лет. Для меня это гордость, — признается Эльвира Рангулова.

Газиза Рангулова не раз награждали за отличную службу

Дочь самого известного гаишника Перми не пошла по его стопам. В соцсетях можно встретить высказывания, что она служит в полиции, но на самом деле Эльвира — менеджер по продажам. Когда она вместе с семьей перебралась из Перми в Башкултаево, местные сразу ее приняли за свою — стоило лишь упомянуть об отце. Сын и дочь Эльвиры Рангуловой знают дедушку только по фотографиям, но наслышаны о его принципиальности по рассказам мамы и гордятся знаменитым родственником.

Дочь Газиза Рангулова Эльвира хранит не только его фото, но и медали: для нашей съемки их достали из специальной шкатулки

Ранее мы рассказывали о пермском милиционере Дмитрии Власове, в честь которого назвали улицу в Индустриальном районе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE15
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
«Это страшный сон»: россиянин откровенно рассказал о плюсах и минусах отдыха в Турции
Егор Лешкин
Путешественник
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Рекомендуем