Бренд FreskaRosa известен по всему Пермскому краю. Предприниматель Алексей Южаков рассказал, как выращивать розы, от запаха которых кружится голова, что общего у роботов и цветочной теплицы и почему даже успешному и стабильному бизнесу необходим вовлеченный и увлеченный руководитель.
— Алексей, ваша теплица «ИнтеллектАгро» и бренд FreskaRosa существуют уже более 10 лет. Расскажите, почему человек, который скорее известен в Перми, стране и в мире как сооснователь компании Promobot, решил заняться цветами?
— Да, мы основали теплицу в Осинском районе в далеком 2010 году, скоро будем праздновать 15-летие. Изначально задачей было создать экспериментальный полигон для апробирования самых современных технологий работы в защищенном грунте. Чтобы потом можно было масштабировать наш опыт и на другие сферы сельского хозяйства для выращивания овощей и зелени.
На тот момент это точно была одна из самых современных теплиц в России. На самом деле именно она оказалась моим первым роботом. Здесь мы автоматизировали большое количество задач и технологических процессов.
Изначально ориентировались на оптовые продажи, но фактически сейчас получается, что 80–90% реализуем через собственные магазины FreskaRosa. Притом что в среднем за месяц можем выращивать до 20 000 роз.
— Интересно узнать технические нюансы — как всё это работает?
— Мы взяли всё самое крутое, что было на тот момент в теплицах, и реализовали: капельный полив к каждой розочке, гидропоника, метеостанция, автоматическое открывание форточек, специальная досветка, собственная газопоршневая электрогенерация, трансформаторная подстанция и котельная, 5 контуров отопления, которые, в зависимости от внешних условий, греют в нужном месте.
Например, у нас автоматическое замешивание воды для полива с постоянным определением PH, который утром может быть одним, а вечером уже другим. И всё это необходимо постоянно контролировать.
Я заканчивал Пермский Политех, кафедру автоматики и телемеханики — образование, конечно, дало много. Благодаря этому придумывали различные автоматические сценарии досветки, оптимизации тепла и электроснабжения. Всё увязали между собой с помощью различных алгоритмов.
Но самым главным мне кажется даже не техника, а именно команда с огромным опытом и постоянно растущими компетенциями.
— Сколько человек сейчас у вас работает?
— Наша команда — около 20 сотрудников: агрономы, тепличницы, технический персонал, сотрудники магазинов. От них зависит очень многое. Они знают, когда цветок как следует подкормить, когда дать отдохнуть.
В зависимости от инсоляции и температуры сразу меняется рост цветка. Например, стебель растет, а бутон нет. Поэтому есть определенные механизмы, чтобы это исправить. Есть технологии, чтобы подогнать рост цветов к определенным датам, таким как 14 февраля или 8 марта.
Параметров множество, и за ними нужно постоянно следить. Это можно наработать только со временем. Поэтому я рад, что за 14 лет коллектив у нас практически не изменился — наши специалисты наработали множество лайфхаков.
— Технологии и специалисты — получается комбинация, которой можно только позавидовать.
— Да, поэтому в какой-то момент мы поняли, что нашими достижениями можно и нужно делиться. Так появилась концепция агробизнес-инкубатора. Мы предложили предпринимателям присоединиться для выращивания различных культур: ягод, зелени, тюльпанов, других однолетников.
Мы верим, что можно выстроить эффективное комьюнити, шерить инфраструктуру и даже персонал. Ведь, как и везде, сейчас в агросекторе чувствуется нехватка экспертов, а у нас они есть — высококвалифицированные специалисты, которые прошли серьезное обучение и умеют работать с современными технологиями. Хочется, чтобы они занимались больше, чем одной нашей теплицей.
У нас 6 гектаров земли, на которых уже сейчас появились теплицы других субарендаторов, но место еще есть.
— Какие именно розы вы сейчас выращиваете? Чем они отличаются от тех, которые к нам везут из за границы?
— Начинали с пары сортов суперпремиум-класса, у которых выбирали максимальное количество топовых характеристик, почти как для героя в компьютерной игре: рост, объем бутона, стойкость и т. п. А сейчас у нас уже более двух десятков сортов: пионовидные, кустовые, белые, красные, бордовые, пестрые, алые. Теперь мы сами их черенкуем, поэтому нет необходимости в закупке новых саженцев.
Изначально мы не стали дешевить и взяли самые классные розы, обучили самых крутых специалистов, проводить пусконаладку к нам приезжали эксперты самого высокого класса. Сейчас всё это подтверждает время и отзывы наших клиентов. Такого аромата и стойкости, которые есть у наших цветов, никогда не было у зарубежных. Мы даже шутим, что зимой наши розы сложно долго возить в машине — они так сильно пахнут, что очень захочется открыть окна, а на улице мороз.
В какой-то момент даже решили, что вполне можем себе позволить давать гарантию на наши розы — если цветы правильно транспортировать, хранить, а потом ухаживать, то они будут стоять 7–10 дней. Для этого в морозы их заворачиваем в специальную упаковку, выдаем покупателям питательные составы, которые можно добавлять, в воду и обязательно памятку по уходу, где рассказываем, как подрезать, в какую воду ставить, когда ее менять.
— Цветочный бизнес — это не только теплица, это еще и большая работа с покупателями. Как вы развивали эту сторону?
— Чтобы бренд FreskaRosa стал действительно узнаваемым, мы становились партнерами теннисных турниров, работали с дизайнерами, украшали свадьбы и другие торжественные мероприятия. Это то, что мы сделали еще на начальном этапе. Нам удалось выстроить доверительные отношения с постоянными покупателями, вплоть до того, что мы знаем, когда у членов семьи дни рождения. А это дорогого стоит.
К сожалению, последние 5–7 лет у меня не получается уделять достаточно внимания этой сфере. Я понимаю, что у компании есть еще огромный потенциал и условия для развития сейчас действительно подходящие — нет зарубежных конкурентов, есть стабильный спрос и обученный персонал. Если уделять бизнесу столько внимания, сколько должно быть, можно выйти на абсолютно другой уровень — стать еще более узнаваемыми, получить более высокую маржинальность. Когда мы начинали, то считали экономику исходя из 50 рублей за розу, а сейчас цены в разы выросли.
Сегодня делу не хватает увлеченного и вовлеченного руководителя, который мог бы анализировать рынок, заниматься маркетингом, улучшайзингом. Поэтому мы открыты к сотрудничеству и надеемся, что найдем такого партнера.
— Есть какая-то идея, миссия, которая сквозной нитью проходит через весь ваш бизнес?
— Я заканчивал «автоматику и телемеханику», защищал кандидатскую по этой теме. Поэтому современные технологии, которые можно применять в ЖКХ, робототехнике, сельском хозяйстве, да и в любой другой сфере, — это то, что мне искренне близко. Это ядро, которое объединяет все мои бизнесы.
«FreskaRosa — салон осинских роз» в Перми,
улица 25 Октября, 77, +7 (342) 231-88-81;
улица Куйбышева, 107, +7 (342) 281-41-21;
freskarosa.ru;
Vk.com/freskarosa;
intellektagro.ru.