На базе «ОДК-Авиадвигатель» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) в сентябре 2024 года прошла 71-я выездная научно-техническая сессия Российской академии наук по проблемам газовых турбин и парогазовых установок.
Сессия приурочена к юбилейным датам предприятий пермского двигателестроения: 85-летию КБ «ОДК-Авиадвигатель» и 90-летию серийного завода «ОДК-Пермские моторы».
Мероприятие прошло при поддержке АО «Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт» (ВТИ). Тема сессии в этом году — «Научно-технические проблемы полной локализации, проектирования, производства и технического обслуживания стационарных газотурбинных установок в Российской Федерации». В работе сессии приняли участие специалисты отраслевых НИИ, предприятий промышленного газотурбинного двигателестроения, компаний ТЭК. Более 100 участников представляли 56 предприятий, в ходе конференции было заслушано 34 доклада.
С приветственным словом к участникам сессии обратился председатель научно-технического совета ВТИ, председатель НТС, заслуженный энергетик РФ Анатолий Тумановский.
— Национальным интересам России соответствует использование на ее электростанциях оборудования отечественного производства. Поэтому замена импортного оборудования, разработка и производство собственных перспективных газовых турбин для энергетики — крупнейшая государственная задача. Желаю участникам сессии обменяться свежими идеями, обсудить планы дальнейшего развития и создания перспективного энергетического оборудования, — сказал он.
— Министерство энергетики ставит перед нами задачу обеспечения энергетической безопасности страны и увеличения выработки электроэнергии, — отметил генеральный директор ОАО «НПО ЦКТИ» Владимир Михайлов. — Пермяки обладают богатым опытом создания и эксплуатации широкого ряда газотурбинного оборудования для энергетики. У них хорошие перспективы как в сфере строительства новых объектов, так и в сфере импортозамещения.
За последние 32 года пермские моторостроители разработали и серийно производят два семейства ГТУ для газоперекачивающих агрегатов и электростанций от 2,5 до 25 МВт. На начало сентября 2024 года в эксплуатации более 1280 промышленных газовых турбин, суммарная наработка которых превысила 43 миллиона часов. «ОДК-Авиадвигатель» успешно реализует фирменное ремонтно-техническое обслуживание своего оборудования, гарантируя его надежность в течение всего жизненного цикла. Сегодня по программе «пожизненного сервиса» эксплуатируется более 60 энергетических ГТУ мощностью 857 МВт.
Пермские конструкторы продолжают научный поиск и разработку перспективных изделий. Заместитель генерального конструктора — главный конструктор приводных ГТУ для ГПА и объектов их применения «ОДК-Авиадвигатель» Максим Снитко представил результаты работы над созданием ГТУ-16ПМ и ГТУ-25ПМ с применением технологии так называемой «сухой» малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС). Обе установки уже введены в опытную эксплуатацию на компрессорных станциях ООО «Газпром трансгаз Чайковский».
На базе газогенератора новейшего авиадвигателя ПД-14 специалисты пермского КБ ведут работу по созданию газотурбинного двигателя промышленного назначения ПД-14ГП-1/-2.
Его преимущества — увеличение топливной экономичности и ресурса, снижение уровня эмиссии. Соответствие нового двигателя российским и международным экологическим требованиям обеспечено применением эффективных конструкторских решений, а также использованием МЭКС.
Тему перспективных проектов отечественного промышленного газотурбостроения в своем выступлении затронул заместитель генерального конструктора — главный конструктор ГТУ для электростанций и объектов их применения «ОДК-Авиадвигатель» Даниил Сулимов.
— В сентябре 2024 года мы запустили в эксплуатацию два энергоагрегата ЭГЭС-25ПА на ТЭЦ-1 г. Южно-Сахалинска. Они увеличат надежность энергообеспечения региона и снизят нагрузки на существующее оборудование ТЭЦ. Предприятия ТЭК заинтересованы не только в новом строительстве, но и в снижении импортозависимости. Пермским моторостроителям есть что предложить в этих условиях, — подчеркнул он.
В рамках сессии состоялся конкурс на лучшую научную или инженерную работу молодых специалистов. Победителями конкурса стали:
Самойленко Никита («ОДК-Авиадвигатель», тема работы: «Обеспечение работоспособности шарикоподшипника свободной турбины ГТУ для привода синхронного турбогенератора с помощью регулирования осевой силы») — диплом I степени;
Тонкова Ксения («ОДК-Авиадвигатель», тема работы: «Обеспечение ресурса жаровых труб высокотемпературной газотурбинной электростанции 25 МВт») и Дегтярева Софья («НПО ЦКТИ», тема работы: «Сопротивляемость разрушению жаропрочных сталей при термической усталости») — дипломы II степени;
Жуков Иван (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, тема работы: «Нейронные сети как средство анализа состояния проточных частей турбомашин») и Попова Диана («ОДК-Авиадвигатель», тема работы: «Анализ методов контроля качества изготовления системы охлаждения лопаток турбины») — дипломы III степени.