Ќападени€ подростков на учителей и школьников в ѕерми и ”лан-”дэ спровоцировали бурные дискуссии в соцсет€х — о природе €влени€, о том, была ли возможность предотвратить преступлени€, и о мерах, которые должны быть прин€ты сейчас. ¬новь заговорили о безопасности в школах, о деструктивной роли молодЄжных субкультур и необходимости ограничений в интернете. —лабее всех в этих обсуждени€х звучит голос тех, кто пытаетс€ защитить нападавших.

ѕреступление подростка — всегда крик о помощи, считает √елена »ванова, психоаналитический психотерапевт, работающий с детьми с девиантным поведением и осуждЄнными подростками, президент благотворительного фонда «Ўанс» (ћосква). ¬месте с коллегами она выступила автором «ѕрограммы декриминализации подростковой среды в –оссийской ‘едерации», разработанной на основе практик, давно сложившихс€ в ≈вропе, и собственном трЄхлетнем опыте работы с осуждЄнными подростками.

√елена »ванова работает, в том числе, и с осужденными подростками
√елена »ванова работает, в том числе, и с осужденными подростками

ѕсихотерапевтическа€ работа с трудными подростками занимает одно из ведущих мест в госпрограммах многих стран. ѕри этом процент рецидивов среди подростков, например, в ≈вропе значительно ниже, чем в –оссийской ‘едерации. ¬ Ќорвегии, где 80% подростков с асоциальным поведением охвачены психотерапией, он составл€ет примерно 20%. ¬ –оссии в 2017 году, по данным журнала ‘—»Ќ «¬естник уголовно-исполнительной системы», этот показатель — почти 60%.

«”добно — искать виноватых во вне»

—в€зываюсь с √еленой »вановой по видеосв€зи, и она начинает свою речь без моего вопроса.

— я сейчас смотрела съЄмки на –Ѕ . ¬от его (мальчика, совершившего нападение в школе в ”лан-”дэ — ѕрим.ред.) показывают. ќн спрыгнул с третьего этажа, ногу сломал. Ћежит мальчишка, худенький, маленький, со сломанной ногой. » три здоровых мужика скручивают ему руки. «ачем, понимаете, зачем?.. я борюсь с ветр€ными мельницами. я просто уже устала. ќбществу эти дети не нужны. ќни сид€т у мен€ в кабинете — по п€тьдес€т приЄмов в мес€ц. я знаю все их тайны, все их преступлени€, всЄ, что произошло в их семье… ѕредставл€ете, сколько через мен€ боли проходит детской?

— Ќет, €, конечно, не представл€ю.

— ¬сЄ, что произошло в этих школах, говорит о том, что у этих детей есть причины дл€ ненависти. ≈сть там, внутри, понимаете, в семье.  ак показывает мо€ практика, таких детей могли бить, унижать, и така€ агресси€ стала отыгрыванием вовне их собственной травматизации и агрессии. » ещЄ. ќни пришли не просто совершить преступление, они пришли умирать в школы. Ёто их нежелание жить, своего рода самоубийство.

— ј почему публично и громко?

— ќни об этом не думают. ќни не хот€т жить. » выбирают такой способ закончить свою жизнь.

— ћне сложно в это поверить.  олоть детей ножом, рубить топором — это психологически т€жело даже взрослому.

— Ёто предпсихотическое состо€ние. Ќадо было очень постаратьс€, чтобы детей довести до него — и семье, и внешним обсто€тельствам. ¬ таком состо€нии реальность не тестируетс€. ћне очень жаль, что этим дет€м воврем€ не помогли, а из-за этого пострадали другие дети и взрослые.

ќни не хотели жить, здесь надо искать ответы.  то причинил этим дет€м [такое] зло, что в них по€вилась така€ агресси€, что они перестали хотеть жить? ќтвет могут дать только сами дети. Ќо их «казн€т». √осударственна€ машина перемолотит, даже не заметив их существовани€.  ак не замечала и до преступлени€.

— ¬ы, € так понимаю, уже много читали материалов по этим реб€там.

—  онечно, конечно, € всЄ, что произошло, понимаю. я диагност.

— —ейчас начинают искать св€зи между событи€ми в ѕерми и ”лан-”дэ.

— Ёто параной€, поиск внешнего врага. “ак же, как с «группами смерти».  о мне же много детей приезжало на консультации из «групп смерти», очень много. ƒети, которые всЄ это совершают — это дети с т€жЄлой клинической депрессией, которым нужна помощь психиатра. Ќикто не пойдЄт прыгать с крыши, если у него нет т€жЄлой формы клинической депрессии. “е, кто регистрируютс€ [в «группах смерти»] просто поигратьс€ — дети не в депрессии, они не будут прыгать. ѕоэтому это всЄ фантазии взрослых, не специалистов, не понимающих, что такое суицидальное состо€ние.

— ‘антази€ — что причиной суицидов послужили «группы смерти»?

—  онечно.  ажда€ субкультура — панки, хиппи, эмо, субкультура «групп смерти» и то, что мы сейчас называем « олумбайн» — соотноситс€ с травматизацией конкретного ребенка. Ћюба€ субкультура — это некий «остров» подростковой идентичности. ¬се эти агрессивные группы — да, это дети, у которых внутри много агрессии. Ќо агресси€-то имеет причину! ќна не из картинок из компьютера.

— Ќе субкультура первична, а травма.

— —обственна€ травма подцепл€етс€ к субкультуре.  ажда€ субкультура конкретному психологическому портрету соответствует. Ћегко сказать — группы… ”добно — искать виноватых во вне.

” этих детей психопатологи€ развити€. ј психопатологи€ — это семь€. ¬от € читаю, проста€ картинка (речь о произошедшем в ”лан-”дэ — прим.ред.): закрытый военный городок, три ребЄнка в семье, отчим. ќтец был в ¬ƒ¬, отчим — в ¬ƒ¬. Ёто люди с конкретным мышлением, достаточно жЄсткие. ≈сли они ещЄ и служили в гор€чих точках, это агресси€ колоссальна€. »х даже в терапию не берут — людей, которые служили в гор€чих точках. ћальчик, скорей всего, старший. ƒвойка, двойка, двойка… ¬от он и ответ. «атерроризировали дома, затерроризировали в школе, он не нашЄл ничего лучшего… ƒа, насмотрелс€, но если бы не было агрессии внутри, он мог бы и дальше смотреть. ¬се дети сейчас смотр€т боевики и [фильмы] про убийства, этим наполнен интернет.

— —обыти€ произошли друг за другом. Ќападение в ѕерми спровоцировало нападение в ”лан-”дэ?

— я даже не уверена, знал ли мальчик о том, что произошло в ѕерми. ќни что, смотр€т новости? ћы можем фантазировать, но не знаем наверн€ка.

— ј историю реб€т из ѕерми вы восстанавливали?

— [Ѕросаетс€ в глаза то, что] матери не пришли в больницу. «наете, мне трудно представить, что должен совершить мой ребЄнок, чтобы € не пришла к нему. ≈сли помните мальчика из »вантеевки (нападение на учител€ в подмосковной »вантеевке было совершено в сент€бре 2017 года — ѕрим.–ед.), там родители даже не пришли на суд. ¬от оно, благополучие. Ћюди путают… [—читают, что,] если папа профессор или военный, то семь€ не может быть плохой. Ћюди путают социальное благополучие с психическим здоровьем. Ёто разные вещи. ” теб€ может быть п€ть высших образований, но ты можешь быть последним садистом. Ёти семьи неблагополучны.

— Ќо внешне дл€ общества могут быть благополучными.

— ƒл€ общества. ј дл€ ребЄнка они вырастили психопатологию.

«¬ыписывают штрафы. ¬с€ работа»

— Ќа что тогда ориентироватьс€? ѕолучаетс€, учЄт в  ƒЌ нам адекватных ориентиров не даЄт — в одном из интервью вы говорили, что 70% несовершеннолетних правонарушителей, с которыми вы работали, на учЄте не состо€ли.

— [Ќадо наблюдать за тем, что происходит] в школе. Ќапример, ребЄнок начинает себ€ плохо вести.

ѕсихику ребЄнка формируют родители, и она формируетс€ до семи лет, понимаете? ќна не формируетс€ в подростковом возрасте, они не станов€тс€ убийцами в подростковом возрасте.

— ¬ пубертате потом всЄ всплывает?

—  онечно. [¬ пубертате] любой триггер [может спровоцировать преступление] (триггер в психологии — событие, вызывающее у человека внезапное «репереживание» психологической травмы — ѕрим.ред.)

¬от у мен€ сейчас мальчик [на терапии]. ¬роде домашний ребЄнок. 12 лет, хорошо учитс€. ќтец погиб трагически, когда ему было шесть лет. ќн ходит к нему на могилу плакать. » оказалось, отчим бьЄт его. ѕредставл€ете, какое это унижение? ћальчик здоровый психически, у мен€ такие редко попадаютс€. ќн не может сдать сдачу отчиму, поэтому со всеми дерЄтс€. ≈сли с ним не работать, в 14 лет его привлекут к уголовной ответственности, и на его будущем будет поставлен крест.

— Ёто всегда можно увидеть по поведению?  то-то привлекает к себе внимание, ведЄт себ€ агрессивно…

— ƒвоечники в классе, вы же сами учились и знаете.  оторых сажают назад.  оторые дерутс€ посто€нно.  оторые начинают в 11 лет пить, курить.

„ѕ в пермской школе произошло 15 €нвар€
„ѕ в пермской школе произошло 15 €нвар€

— ј если они в себ€ уход€т, если ребЄнок замкнутый?

— Ёто, наверно, тревожный ребЄнок, который не может отвечать у доски. “оже повод идти к специалисту.

ѕолучаетс€, нужно читать просветительские лекции учител€м. Ќужно переучивать [школьных] психологов. ѕсихологи не обучены работе с девиаци€ми, они не знают, что такое линии развити€, не знают, что такое структура психики, как она формируетс€, как еЄ исправить.

— » в ѕерми, и в ”лан-”дэ девиантное поведение подростков так или иначе про€вл€лось. », вроде бы, у нас есть внутришкольный контроль. », вроде бы, школьные психологи и, вроде бы, комиссии по делам несовершеннолетних. Ќо не сработало ничего.

— Ќе сработало ничего. ѕсихологи, что они делают? ¬ызывают в кабинет и читают нотацию. Ёто вс€ их работа. ¬  ƒЌ приход€т — маме выписывают штраф. ƒевочка ко мне попала в 17 лет с п€тью попытками суицида. ƒев€ть лет на учЄте состо€ла! ¬езде! ѕонимаете? ¬  ƒЌ, школе, «опеке»… √де только не состо€ла. ¬ итоге она совершила ещЄ одну попытку суицида, совершила преступление, у неЄ мама совершила [суицид]. √де здесь работа?! ¬ыписывают штрафы. ¬с€ работа.

— ј то, что у нас называетс€ «восстановительными технологи€ми»?

— ѕримирение сторон об€зательно должно быть, € согласна. ¬о всЄм мире так работают: если ребЄнок оступилс€, важно, чтобы было примирение. Ќо не так — примирилс€, пошЄл домой. ј нарушение-то куда делось? Ќикуда не делось, осталось внутри ребЄнка.

— “о есть мы раны повидлом намазываем.

— Ћечат симптомы. “ут плохо, тут подмазал, там подмазал. ј причину не лечат.

— ѕлюс силЄн компонент наказани€, навешивани€ €рлыков?

— ƒа, да.  ак может чиновник, незнакомый с тем, что такое девиаци€, говорить о том, что это экстремизм? ≈сли у ребЄнка не нарушено развитие, он не пойдЄт никого убивать.

— ј за компанию? ј «на слабо»?

— » за компанию не пойдЄт, и «на слабо». ≈сли у ребЄнка здорова€ психика, он никуда не пойдЄт. ” него есть инстанци€ совести, понимаете? «дорова€ психика — это когда в семь лет есть инстанци€ совести, собственной. Ќе мамина-папина и ремень, а собственна€.

¬ колонии, например, ты должен вести себ€ хорошо, иначе накажут. Ёто к собственной совести не имеет никакого отношени€. ѕоэтому они выход€т — еЄ как не было, так и нет. –абота психоаналитическа€, глубинна€ — вернуть все структуры психики к нормальному развитию. ¬сЄ, что было нарушено. ќна должна минимум два года идти. ѕотому что это ювелирна€ и долга€, очень долга€ работа.

— ѕочему кто-то из детей с нарушени€ми психики пытаетс€ покончить жизнь самоубийством, начинает употребл€ть наркотики или совершает преступление, а кто-то нет? ќткуда стержень?

— [—рабатывают] сублимационные механизмы (в психологии — перенаправление энергии на достижение социально приемлемых целей — ѕрим.ред.). “ворчество, учЄба, спорт. “ак устроена психика — каждый ребЄнок вырабатывает собственный защитный механизм, чтобы не сойти с ума. ” мен€ есть взрослые с колоссальной травматизацией. ќни заканчивали институты с отличием. “равма осталась, но за счЄт сублимации они выжили, не ушли в девиацию.

— ¬озможно спрогнозировать, какой человек с травмой уйдЄт в девиацию, а какой в сублимацию?

— Ќевозможно. Ёто индивидуальный процесс. ћы не можем дать таблетку, чтобы сработал сублимационный механизм. —правилс€ ребЄнок — не справилс€, вот и всЄ.  ому-то везЄт, это правда. ƒет€м, совершившим эти нападени€, не повезло. —ейчас они изгои, они пойдут в колонию.

— ≈сли почитать соцсети, там и о смертной казни говор€т.

—  онечно. ∆ертвы стали палачами.

—правка

ќбщие факторы, вы€вленные при диагностировании 33 детей, совершивших правонарушение*

  1. “€жЄлое материальное положение семьи — 24 чел;

  2. –азвод родителей (неполна€ семь€) — 22 чел;

  3. јлкоголизм отца (замещающих лиц) — 23 чел;

  4. ќтсутствие эмоционального контакта с матерью (довери€) — 19 чел;

  5. јлкоголизм матери — 14 чел;

  6. —мерть отца — 8 чел;

  7. “€жЄлые бытовые услови€ (в одной комнате живут родители и дети, включа€ троих детей) — 8 чел;

  8. —удимость в семье — 6 чел;

  9. —мерть матери — 5 чел;

  10. ∆естокое обращение — 4 чел;

  11. —уициды в семье — 1 чел.

*»з «ѕрограммы декриминализации подростковой среды в –‘», подготовленной благотворительным фондом «Ўанс»

«» ещЄ: этих детей никто не любил»

— ћы говорим о ключевой роли семьи в формировании психики.  акие могут быть проблемы, которые провоцируют отклонени€? ѕон€тно, что насилие. „то ещЄ?

— –азвод родителей, наркомани€ и алкоголизм родителей, утрата близких, унижение и травл€ со стороны ровесников, унижение и пренебрежение со стороны близких, психологическое и сексуальное насилие. Ѕезотцовщина, асоциальное поведение матери. ќчень много патологий от сексуальных отношений матери в присутствии ребЄнка. ¬ буквальном смысле. ќдна комната, в ней дети, мать приводит любовника, и всЄ это происходит на глазах детей. ќчень много таких случаев.

— Ќа что это вли€ет?

— Ёто на психологическое развитие вли€ет, психотическое состо€ние у детей [возникает], тот самый психоз. —амые т€жЄлые дети — там, где сексуализаци€ была со стороны родителей. —екс должен быть дл€ ребЄнка фантазией, он не должен видеть [как родители занимаютс€ сексом].

—  огда мы говорим про безотцовщину. ќтсутствие отца ведь не означает автоматически психопатологию.

— —овесть. ќтец — это то, что раздел€ет мать и ребЄнка и формирует правила, мораль. „то можно, что нельз€. Ёти дети [совершившие преступлени€] — почти все без отцов. »ли папа такой, который лежит на диване и ни в чЄм не участвует. ћама всЄ решает, мама ребЄнка захватила, папы в психике детей нету.

«ахват ребЄнка, особенно мальчика, если нет отца — частое €вление. „то такое пубертат? ѕериод отделени€. ј мамы вцепились в них, не отпускают их от себ€. ћальчики моют в душе своих мам, сп€т с ними в кровати, обнажЄнные... ¬ы не представл€ете, сколько нарушений детско-родительских отношений! Ќельз€ после п€ти лет мыть ребЄнка — он должен мытьс€ сам. Ќельз€ говорить: « акой ты уродец» или «я теб€ родила от уродца». Ќикогда не нужно унижать фигуру отца, даже если он последний алкоголик. ѕонимаете? » этих нарушений… ≈сли € буду список приводить, он получитс€ большим.

— Ќо это всегда набор условий?

—  онечно, там много нарушений сразу. Ёто комплекс. » это семейный сценарий, который из поколени€ в поколение передаЄтс€. “акое €вление называетс€ трансгенерационна€ передача. ≈го сложно объ€снить разумно, это неверо€тно, но об этом везде пишетс€. ƒаже в судебной психотерапии. ¬сегда, как минимум, мы можем проследить три поколени€. Ѕабушка, мать и ребЄнок.

» ещЄ: этих детей никто не любил. ќ них, наверное, заботились, их кормили, обучали. Ќо использовали дл€ каких-то своих бессознательных [целей] и не любили. я пишу сейчас научную работу — что такое девиантное материнство. ” каждого девиантного ребЄнка — девиантна€ мать.

—правка

¬иды девиантного материнства

»з черновика научной работы √елены »вановой «ѕсихоаналитическое исследование девиантного материнства»

  1. ћатери, совершающие инцест: ребенок-заместитель. ѕри таком виде девиантного материнства мать не даЄт своему ребенку личного пространства, возможности отделитьс€ и повзрослеть.

  2. ћатери, жестоко обращающиес€ со своими детьми. “акие матери сами сталкивались в своЄм детстве с травмирующим и жестоким обращением к себе. Ќасилие над своим ребЄнком дает женщине чувство всемогущества и тотального контрол€, когда жертва сама становитс€ насильником.

  3. ћатери психотического функционировани€ («семейный психоз»).   этой группе матерей относ€тс€, в том числе, женщины с диагнозом «психоз». ѕсихотическа€ мать может индуцировать у ребЄнка психозы, она «делегирует» ребЄнку свой внутренний хаос.

  4. «ќтравл€ющие матери» — симбиотические матери. »сключают полностью отца из внутрипсихической жизни ребЄнка, даже если он присутствует в реальной жизни ребенка. –ебЄнок, независимо от своего пола, навсегда занимает его место.

  5. «ƒефицитарные матери» — депрессивные матери. ƒепресси€ матери делает еЄ «эмоционально мЄртвой» дл€ своего ребЄнка и мешает ей чувствовать переживани€ и потребности своего ребЄнка, депрессивна€ мать и ребЄнок как бы «живут параллельно друг с другом»

  6. «Ћожное материнство» — нарциссическое материнство. Ќарциссическа€ мать твЄрдо уверена, что живЄт только дл€ своего ребЄнка и хочет дл€ него самого лучшего, но на самом деле больше заботитс€ об удовлетворении собственных потребностей.

¬о всех перечисленных случа€х дети используютс€ матер€ми, что в результате нарушает нормальное психологическое развитие ребенка.

— “о есть об€зательное условие девиации у ребЄнка — девиантные родители? ј €вл€етс€ ли нелюбовь об€зательным условием? ћогут ли у люб€щих родителей быть дети-преступники?

— Ћюбовь в данном случае — это понимание страданий своего ребЄнка, его переживаний, их переработка. ћать может их прин€ть и вернуть ребЄнку хорошее.

— этими детьми никто никогда не говорил об их переживани€х: «ј что ты чувствуешь?» ћне приходитс€ их учить говорить о своих чувствах, потому что у них «импульс — действие», а ни чувств, ни слов между ними [нет]. ¬ чЄм работа психотерапевта? „тобы у них мысли по€вились между этим. „тобы они научились говорить о своих чувствах и переживани€х, критически оценивать реальность, научились контролировать свои аффекты и импульсы: «„то € чувствую? ѕочему € это делаю?»

» мы не говорим, что родители плохие. ћы никого не осуждаем. ѕросто есть нарушени€. Ётим матер€м и отцам тоже нужна помощь. ќни сами недолюбленные.

ќп€ть же — послеродова€ депресси€. ” нас еЄ не диагностируют. Ќикто не обращает внимани€ на психологическое состо€ние матерей после родов. ј что такое женщина в послеродовой депрессии? ќна не может чувствовать своего ребЄнка. ќна в таком состо€нии, когда ничего не чувствует. ќна механически кормит, механически моет, механически гул€ет. ¬ лучшем случае депресси€ закончитс€ быстро. ј у некоторых женщин она на несколько лет зат€гиваетс€. » что? Ёто тревожный ребЄнок, у которого нарушаютс€ когнитивные функции. ќн плохо запоминает, плохо учитс€, и вот она пошла, цепочка.

√елена »ванова: "ќни пришли не просто совершить преступление, они пришли умирать в школы".
√елена »ванова: "ќни пришли не просто совершить преступление, они пришли умирать в школы".

« расива€ девочка. ј внутри столько боли»

— —ейчас пон€тно, что будут реакции — в виде усилени€ безопасности в школах, ограничений в интернете...

— я считаю, надо принимать программу. Ќужен федеральный научный ÷ентр, как ѕортманска€ клиника в Ћондоне, где прицельно бы занимались научной, обучающей и психотерапевтической работой с детьми и подростками с девиантным и противоправным поведением. —егодн€ мне звон€т — куда посылать ребЄнка с суицидом? ј некуда, понимаете? Ќикто не хочет класть ребЄнка в закрытую, единственную [в ћоскве], шестую больницу. Ёто же как тюрьма. ј в медицинские учреждени€ с психиатрическими отделени€ми открытого типа госпитализируют только с 18 лет.

“ак вот, должен быть ÷ентр. Ќапример, [можно реализовать] пилотный проект в ћоскве. ≈сли ребЄнок плохо себ€ ведЄт, состоит в «группе смерти», агрессию про€вл€ет, его направл€ют в ÷ентр, идЄт диагностика. ≈сли ребЄнок нуждаетс€ в психотерапии, подключаетс€ психотерапи€. Ќужна мать? ƒругой специалист подключаетс€. Ќужен психиатр? Ќазначаетс€ медикаментозное лечение. «десь же обучаютс€ психологи соцзащиты, школьные психологи и другие специалисты, работающие с этой категорией детей.

— Ќо создава€ такие ÷ентры, мы сразу сталкиваемс€ с проблемой — кто будет в них работать?

— Ќачинаем обучать. јнглийские специалисты готовы бесплатно участвовать в годовой программе и обучать российских. √отов€тс€ люди, которые потом смогут обучать других. —егодн€ есть возможность дистанционного обучени€.

— »з вашей ѕрограммы [декриминализации подростковой среды в –‘] € знаю, что человек, который будет работать с подростковыми травмами, должен в течение двух лет сам проходить психотерапию. «ачем?

— ƒа, должен. Ёстелла ”элдон (психиатр и аналитик ѕортмановской клиники — ѕрим.ред.) пишет, что в детские учреждени€ нередко приход€т работать люди девиантные, с агрессией, с собственными проблемами, и надо жЄстко проводить отбор. ќни приход€т отыгрывать собственные сценарии. Ёто страшно.

— Ќе получитс€ ли перегнуть палку? Ќе начнЄм ли мы в каждом ребЄнке видеть девианта? ” вс€кого есть ведь и подростковые бунты...

— ¬ психиатрии — если больше двух недель длитс€ депресси€ или агрессивное поведение, это повод обращатьс€ к специалисту. Ќикто не говорит, что ребЄнок не дралс€, не дралс€, а тут подралс€, и его сразу надо вести к психиатру.

ќп€ть же.  о мне приходили из «групп смерти», и € говорила, что ребЄнок здоров, с ним не надо работать. Ёто диагностируетс€ за 50 минут. ” мен€ телефон разрываетс€, јнастаси€!

— —ейчас?..

— ќт звонков родителей. ѕотому что € где-то читала лекции, кого-то € диагностировала... ќни звон€т и плачут: подростки не ночуют дома, сбегают из дома, наркотики, алкоголь. –одители не могут справитьс€. ј что? »м только гроз€т пальчиком.

— ј подростковые эксперименты с внешностью?

— Ёто поиск идентичности, это совершенно нормально. ѕоиск идентичности у каждого ребЄнка происходит, просто у кого-то он проходит гладко и незаметно.

” мен€ в терапии подростки разных субкультур. ≈сть мальчик, эмо-кид. Ёто уйдЄт у него, но сегодн€ это его субкультура. » вот € сижу с ним, изучаю эмо-стрижки, которые делают его друзь€. » мне, честно, самой даже интересно. »нтересней, чем изучать виды наркотиков. ” мен€ есть околофутбольщики. я знаю теперь правила, как они дерутс€. ” них есть, куда выплЄскивать агрессию, они не пойдут убивать отчима, они дерутс€ там.

ћо€ задача — не осуждать, а принимать их со всеми их ужасами. я пришлю вам рисунки девочки с п€тью попытками суицида. Ёто еЄ мир. ¬ам будет страшно. ќна рисует их в тетрадках на переменках. ”читс€ на п€тЄрки.  расива€ девочки. ј внутри столько боли.

«” этих детей рак души»

— „то может спровоцировать ребЄнка на преступление, если мы говорим о внешних причинах, наход€щихс€ за пределами семьи? Ќапример, экономический кризис, расслоение между богатыми и бедными...

— ƒевиаци€ св€зана с благососто€нием семьи. Ёто не значит, что в бедных семь€х об€зательно вырастЄт ребЄнок с девиацией, а в состо€тельных такого случитьс€ не может. ћожет. Ќо [в большинстве случаев] эти дети бедные. ” них нет компьютеров, нет интернета, потому что им нечем платить за него. ” них в лучшем случае смартфоны с разбитыми экранами. ќни ход€т в одной одежде. ќни приход€т ко мне зимой, вот сейчас, в мороз, в кроссовках. » это ћосква. ≈стественно, чем бедней регион, тем больше социального неблагополучи€, тем больше девиаций.

— ≈сть ещЄ какие-то подобные внешние причины?

— Ќу, наверно, это и тот самый интернет, в том числе, где показывают насилие, пропагандируют асоциальные идеалы. «Ѕандитский ѕетербург» был.

— «Ѕригада»...

— ƒа, да. ” многих детей была идеализаци€, что быть преступником — это хорошо.

—  омпьютерные игры? ѕро одного из пермских реб€т говор€т, что он увлекалс€ «ƒотой».

— „тобы играть в игры, нужен мощный компьютер. ” них часто нет этого. Ќикто из моих реб€т не играет. Ќо, ещЄ раз: мы говорим о том, что есть нарушени€ развити€. » в этом случае, когда срабатывают внешние триггеры, психика ребЄнка не справл€етс€, и срыв манифестируетс€ (про€вл€етс€ — ѕрим.ред.).

— ¬ы говорите про ÷ентры, про важность психотерапии и диагностики...

— Ёто то, что с 1931 года в јнглии действует. ¬ообще считаетс€, что психотерапи€ — единственное, что может исправить психопатологию развити€. Ѕольше ничего.

— ћы же должны не только исправл€ть психопатологию. ћы же, наверно, должны думать о том, чтобы не допускать еЄ по€влени€.

— Ќу а как вы это не допустите? «десь надо помогать семь€м. ¬ »талии, например, есть программа, по которой молодые матери с асоциальным поведением проход€т психотерапию по решению суда.

— ¬ы говорили, что девиантна€ мать — не об€зательно плоха€ мать. ” родителей просто может не хватать знаний.

— ≈стественно. ѕриход€т родители. я им говорю — нельз€, чтобы вам сын, 18-летний лоб, тЄр спину. ” вас дл€ этого есть муж. ѕриходитс€ конкретно говорить.

— ƒетей нужно тоже учить пониманию собственных границ и их защите?

—  онечно. я ребЄнку говорю, что никто не имеет права дотрагиватьс€ до твоего тела. ¬ психотерапии ты, вообще-то, не даЄшь советов и ответов, но это приходитс€ проговаривать. «десь психоаналитическа€ терапи€ уходит из своих рамок, потому что дети т€жЄлые.  ак говорит Ќина јсанова, мой научный руководитель [декан факультета психоанализа ћосковского института ѕсихоанализа]: «¬ы же не возьмЄте бомжа и не начнЄте с ним психоанализ». Ќадо сначала [фигурально выража€сь] помыть, согреть, чтобы он научилс€ довер€ть.

— ѕатологи€ про€вл€етс€ в школе в первую очередь. “о есть и с учител€ми надо работу вести?

— ƒа. –ебЄнок пошЄл в школу. ¬сЄ, это врем€, когда срыв начинает манифестироватьс€. Ёто так, во всех учебниках прописано. » нужно читать лекции учител€м. ќбъ€сн€ть, что такое девиантное поведение ребенка. ѕомогать ему, а не делать изгоем. Ќужно читать лекции и подросткам о том, как быть хорошим родителем. ќни же сами будущие родители.

», конечно, [нужна] гуманизаци€ уголовной системы. —удьи не знакомы с психопатологией развити€ детей. –ешение суда должно быть ориентировано на заключение специалиста, который пишет, [например] агрессивный ребЄнок или нет, и это была случайность. «ачем ребЄнку, которого хотели бить, и он подралс€, ломать жизнь? «ачем? Ёти дети осуждаютс€ и всЄ, их потом никто на работу не возьмЄт. ќ какой реабилитации мы говорим? ” него нарушени€ детско-родительских отношений. ¬ школе изгой, в обществе изгой, родители гноб€т, он сорвалс€. ¬от он, уголовный срок. ¬от она и закончилась, эта истори€. –ебЄнку никто не помог.

— ≈сли всЄ, о чЄм вы говорите, воплотить в жизнь — это революци€. Ќасколько € знаю, понимани€ вы пока не встречаете.

— я отнесла ѕрограмму по декриминализации подростковой среды в јдминистрацию президента в декабре, ещЄ до трагических событий в школах ѕерми и ”лан-”дэ. ѕрограмма предвосхитила их, к сожалению. –ешени€ по этому вопросу нет.

— ¬еро€тно, усил€т контроль в интернете.

— ƒа, все эти сайты заблокируют… Ќет, € считаю, что их надо заблокировать, действительно. ƒетска€ психика неустойчива, это нужно делать. Ќо будут искать врагов [исключительно] там. ќни не будут понимать, что эти дети были травмированы.

— ” нас в ѕерми есть программа «ѕуть геро€», в которой волонтЄры работают с трудными подростками. ¬ывоз€т в лагерь, знаком€тс€, потом наставник ведЄт подростка в течение года.

— ” нас така€ же служба сопровождени€, у каждого ребЄнка куратор, их воз€т в театр, на выставки… Ќо это не мен€ет психику. «десь нужно поставить большой восклицательный знак. ƒа, это хорошо. Ёто идентификаци€ хороша€. Ёто важно. ¬ажно всЄ, что помогает ребЄнку. Ѕатюшка? ѕусть батюшка. Ќаставник? ѕусть… Ќо психотерапи€ лечит, а у этих детей рак души. ќт того, что кто-то положил их в хорошую кровать и сыграл на пианино, рак никуда не уйдЄт. ѕсихотерапи€ — часть реабилитационного процесса, но она важна€, она основна€.

— я вспомнила этот проект потому, что когда общалась с его руководителем и волонтЄрами, то видела, как свет€тс€ их глаза, когда они рассказывают про своих подопечных. ќ том, что они все на самом деле очень добрые и талантливые. » когда отбрасывают свои колючки, то совсем другие.

— ƒа, да. Ёто дети. Ёто просто дети. » этот мальчик, на которого € сегодн€ смотрела, скрюченный, € уверена, он такой же ребЄнок, но очень травмированный.

— —пасибо большое.

— я защищаю этих детей. я на их стороне, понимаете? Ћегче всего найти внешнего врага. Ёто не решит проблему. Ќельз€ быть настолько отставшими в реабилитации таких детей. Ќельз€.