√ерои фильма смогли "вырватьс€" из ѕЌ»
√ерои фильма смогли "вырватьс€" из ѕЌ»

ѕермска€ киностуди€ «Ќовый курс» презентовала черновую версию документального фильма режиссЄра ќльги јверкиевой «¬ырватьс€». ѕремьера запланирована на осень, и пока картину показали только узкому кругу кинематографистов, самим геро€м ленты и сотрудникам  унгурского техникума-интерната дл€ инвалидов, где они (герои) учатс€ и живут. ћы посмотрели кино вместе с участниками эксперимента.

—егодн€ практика такова, что воспитаннику ѕЌ» почти нереально покинуть учреждение, если только нет семьи, готовой прин€ть его под свою ответственность. Ќо геро€м фильма повезло. ќни смогли вырватьс€ на свободу, став участниками проекта благотворительного фонда «ƒедморозим» «¬ернуть будущее». ¬ рамках этого проекта подопечные интернатов проход€т профессиональную подготовку, а затем покидают интернат.

–ежиссер фильма ќльга јверкиева
–ежиссер фильма ќльга јверкиева

¬сего в ленте п€ть персонажей. „етверо к моменту начала съЄмок уже были лишены дееспособности и находились под опекой психоневрологических интернатов ѕермского кра€. ѕ€тому, ¬асилию  ардакову из детского дома-интерната дл€ умственно отсталых детей в посЄлке –удничный, только предсто€ло переехать в ѕЌ». — согласи€ администраций учреждений все они попали в проект «¬ернуть будущее» и осенью 2015 года начали учитьс€ в техникуме дл€ инвалидов в посЄлке —адо€годное  унгурского района. ѕервый учебный курс длилс€ два года.

««ахотелось жить свой жизнью»

 уратор проекта «¬ернуть будущее» Ќадежда Ћи считает, что пребывание в психоневрологических интернатах — а всего их в ѕермском крае два дес€тка — не место дл€ реб€т, которые в состо€нии жить самосто€тельно. “акие организации рассчитаны на людей разного возраста, с разными видами и степен€ми инвалидности, а значит — разными особенност€ми. ѕерсонал далеко не всегда находит врем€ дл€ индивидуальной работы с каждым.

— ƒаже самый хороший ѕЌ» не даст возможности полноценной жизни. ¬ большинстве случаев это закрытые учреждени€. ” теб€ нет возможности трудоустройства, нет возможности завести семью, даже если ты на это способен, — говорит Ќадежда.

ќднажды ей позвонила знакома€ — как и ¬асилий  ардаков, та раньше жила в детском учреждении в –удничном, а потом попала в интернат. –ассказывала про свой день: подъЄм в 7 утра, завтрак в 9. «„то делаешь до завтрака?», — спросила тогда девушку Ќадежда. «—ижу на кровати», — ответила та. ¬оспитанники интернатов и сами понимают, насколько они несвободны: так, в фильме других студентов, приехавших из семей, подопечные ѕЌ» зовут «вольными».

— ћногое зависит от руководства [учреждений], — считает Ћи. — Ќапример, есть ѕЌ», где каждый работник должен вести какой-то проект. —кажем, уборщицы ведут проект по уходу за домашними цветами, причЄм вместе с кем-то из клиентов.  то-то занимаетс€ закаливанием, кто-то ещЄ чем-то — у них движуха.

Ќаталье 25 лет. ƒо начала учЄбы она три года провела в ѕЌ» в селе Ѕор
Ќаталье 25 лет. ƒо начала учЄбы она три года провела в ѕЌ» в селе Ѕор

25-летн€€ Ќаталь€ √айнуллина — единственна€ женщина среди участников проекта «¬ернуть будущее». . ¬ фильме Ќаталь€ между делом называет своЄ учреждение «дурдомом». «ќдному скажешь — весь дурдом трещит», — жалуетс€ героин€ на то, как распростран€ютс€ слухи в учреждении. Ќам признаЄтс€: не была уверена, стоит ли покидать интернат. —омнени€ исчезли уже после первых дней в техникуме.

— «десь новые друзь€ — совсем другой коллектив, — рассказывает собеседница. — » мне захотелось, конечно, жить своей жизнью, чтоб ни от кого не зависеть.

ќна мечтает открыть хоз€йство: « огда жила в приЄмной семье, у нас были и коровы, и порос€та — € это всЄ умею делать».

»значально фонд «ƒедморозим» не планировал распростран€ть свою инициативу на нескольких человек, он занималс€ лишь судьбой 20-летнего ¬аси  ардакова из –удничного.

— „ем больше мы общались с ¬асей, тем больше понимали, что он не должен попасть в ѕЌ», — рассказывает сотрудница «ƒедморозим». — ќн очень умный, светла€ голова, очень самосто€тельный.

»менно дл€ ¬аси и нашли техникум в —адо€годном. Ќо в единственной группе, котора€ ему подходила — будущих садоводов — был недобор. ѕоэтому Ќадежда Ћи с коллегами разослали в ѕЌ» кра€ письма с предложением отправить сюда своих воспитанников. Ќекоторые откликнулись, выбрав тех, кто «может немножко больше».

«“ерпел, молчал, чтоб мало проблем было»

–ежиссЄр ќльга јверкиева много внимани€ уделила личным переживани€м героев. ¬ фильме недавно вырвавшиес€ из стен ѕЌ» студенты показаны обычными людьми. ѕорой им с трудом даЄтс€ учЄба, порой больше образовани€ их волнует дружба и любовь. ¬ картине один из участников проекта, 40-летний √еоргий √айдук, лЄжа на кровати, жалуетс€: «я вообще не понимаю, дл€ чего [делать домашнее задание]». √ера — так его зовут друзь€ — признаЄтс€: думал, получу дееспособность, после чего «на всЄ забью — а нет!». «” мен€ нет интернета, € где возьму?» — отвечает одногруппник √еры, 35-летний Ќиколай »ваницкий на вопрос преподавател€ о невыполненном задании.

ѕредставители «ƒедморозим» в кадре уточн€ют: с непривычки учащимс€ было сложно настроитьс€ на курс. Ќо когда наступило лето и надо было возвращатьс€ на каникулы в свои учреждени€, студенты стали просить их оставить. «–евели, не хотели ехать», — делитс€ 21-летний »ван  отегов, ещЄ один участник программы. ƒо техникума он находилс€ в ≈ловском ѕЌ». ѕеред этим жил в детском доме-интернате дл€ умственно отсталых детей в ќсе, затем «стукнуло 18 лет — и путЄвка [в интернат] пришла».

»ван до техникума находилс€ в ≈ловском ѕЌ»
»ван до техникума находилс€ в ≈ловском ѕЌ»

¬ —адо€годном разницу увидел сразу.

— „то-то нужно — нормально объ€сн€т. ј у нас [в ѕЌ»] наши слова никому не нужны, — говорит  отегов. — ѕотом, здесь реб€та хорошие — общительные, с ними весело; гул€ть можно.

“огда, в первое лето, вернутьс€ в учреждени€ всЄ же пришлось. »ван вспоминает: «“ерпел, молчал, чтоб мало проблем было. ќчень ждал осени».

ѕосле каникул Ќадежда Ћи заметила у подопечных регресс — речь и манеры общени€ стали походить на прежние. ¬прочем, могло быть и хуже, если бы на часть лета участников проекта не вз€л к себе на практику кунгурский предприниматель, развод€щий цветы.

«ƒолго удивл€лись, почему они недееспособны»

¬ конце фильма √ера,  ол€ и ¬ан€, окончив учебный курс, попадают на трЄхнедельное обследование в судебно-психиатрическое экспертное отделение краевой клинической больницы. — его заключением, ѕЌ» (все трое из одного заведени€) обратилс€ в суд с просьбой частично вернуть мужчинам дееспособность. ¬сЄ прошло успешно: участники проекта получили ограниченную дееспособность, и теперь единственное, чего они не могут делать — это самосто€тельно заключать крупные финансовые сделки. »нтернат Ќатальи пока ждЄт конца разбирательств с долгами по квартире, которую унаследовала женщина. ¬асилий продолжил учитьс€ в кунгурском техникуме, поэтому речь о его помещении в ѕЌ» не идЄт.

«ћне всЄ нравитс€», — говорит »ван  отегов, когда авторы предлагают обсудить фильм. — ним согласен и ¬асилий  ардаков. ј Ќаталь€ √айнуллина и √еоргий √айдук прос€т сократить сцены, где они дел€тс€ переживани€ми о своих романтических отношени€х.

— ќчень важно [показать], что вы такие же, как все вокруг, — настаивает режиссЄр ќльга јверкиева. — ј что нас всех объедин€ет? ƒружба, любовь.

ƒоговариваютс€ потом обсудить некоторые фрагменты отдельно.

¬о врем€ обсуждени€ в техникуме
¬о врем€ обсуждени€ в техникуме

ѕока идЄт обсуждение, Ќаталь€ √айнуллина, снимавша€с€ в картине, врем€ от времени закрывает лицо руками, плачет. –ежиссЄр и сотрудницы «ƒедморозим» успокаивают еЄ по очереди.

— — мурашками приходило осознание, что, видимо, не всегда мы их понимали, — делитс€ впечатлени€ми замдиректора кунгурского техникума Ќаталь€ ћелкова. ќна признаЄтс€, что герои ленты изначально не казались ей «какими-то другими». — ќни были настолько социализированными, что мы очень долго удивл€лись, почему они недееспособны. Ќо сегодн€ € посмотрела, как они там [в ѕЌ»] жили… “акой контраст мен€, конечно, поразил.

ѕока жизнь героев «¬ырватьс€» складываетс€ по-разному.  ол€ ещЄ не нашЄл работу, поэтому по-прежнему живЄт в ѕЌ». Ќаташа, √ера, ¬ан€ и ¬ас€ остались в техникуме в —адо€годном: осенью 2017-го они начали проходить второй курс, учатс€ на работников зелЄного хоз€йства.

ѕроект «¬ернуть будущее», между тем, продолжаетс€. ¬ фонд «ƒедморозим» уже обратились другие ѕЌ» с вопросами об участии, а краевое министерство образовани€ предоставило благотворительной организации перечень заведений, где тоже могут учитьс€ клиенты психоневрологических интернатов.

“рейлер фильма можно посмотреть здесь.