Город «Карта города и маршруты в голове»: рассказываем, как работает пермская транспортная диспетчерская

«Карта города и маршруты в голове»: рассказываем, как работает пермская транспортная диспетчерская

Каждый диспетчер работает сутки и следит за сотней автобусов, трамваев и троллейбусов.

Сегодня диспетчеры общественного транспорта в Перми отмечают юбилей

1 июня исполняется полвека с момента образования центральной диспетчерской службы в Перми. Работающие здесь хрупкие женщины с утра до самой ночи следят, чтобы пермские автобусы, трамваи и троллейбусы ездили по расписанию. Сейчас общественный транспорт в Перми выполняет расписание на 97-98%. Еще пару десятилетий назад было лишь 50%. Как этого сумели добиться, 59.ru рассказали в центральной диспетчерской службе.

Система контроля за последние полвека изменилась

Первый автобус в Перми появился в 1926 году, трамвай на три года позже, а троллейбус лишь в середине прошлого века. Тогда водители на конечных станциях бегали в будки диспетчеров с путевыми листками. Сейчас с помощью навигаторов диспетчеры видят, где находится каждая машина в любой момент. По новой системе работают около десяти лет.

Сначала водители сами прибегали отмечаться к диспетчерам на конечных станциях
Анатолий Путин – начальник пермского Гортранса, в который входит ЦДС

– Сейчас мы управляем всем общественным транспортом Перми – это около тысячи единиц, – рассказывает начальник пермского «Гортранса» Анатолий Путин. – Весь транспорт оборудован навигаторами и мы видим, где автобусы, троллейбусы и трамваи находятся, едут ли по расписанию и по маршруту или отклоняются. На основе наших данных перевозчики получают субсидии от городской администрации.

Раньше у автобусов и электротранспорта были отдельные диспетчеры
Сейчас каждый диспетчер следит за всеми видами транспорта

Смена диспетчера длится целые сутки. Один человек закреплен за сотней машин. Всего в смене десять человек, они сидят в трех разных кабинетах. С утра до вечера они неустанно следят за своими маршрутами, а ночью составляют отчет с указанием всех проблем и нарушений. В обязанности диспетчера входит следить за выполнением расписания и помогать при внештатных ситуациях.

Кажется, что у этих женщин должен быть компьютер в голове

Татьяна Соловьева работает диспетчером без малого сорок лет. В Пермь она приехала из Кунгура, по распределению. Радовалась, что осталась неподалеку от дома.

– Все маршруты и карта города у меня в голове, – смеется Татьяна. – Конечно, не все здесь могут работать. Тут надо быстро принимать решения. Что я могу сделать? Мы можем отправить транспорт в укороченный или измененный рейс. Например, электротранспорт не может ехать по любой улице, поэтому мы должны сделать укороченный рейс и вновь поставить трамвай в расписание.

Чтобы оперативно получать информацию о ситуации на дороге в ЦДС используют камеры Пермской дирекции дорожного движения

У диспетчера есть регламент работы на все случаи жизни.

– Внезапные раскопки, аварии на сетях, ДТП или просто пробки – причины бывают разные, – рассказывает начальник ЦДС Каиржан Садвокасов. – Система сама оповещает диспетчера, если автобус отклоняется от маршрута. Если это касается электротранспорта, то все варианты объезда заведены в систему, и диспетчеру надо лишь нажать кнопку – водитель получит сообщение с указанием, куда ехать. Если же автобусу надо отклониться от маршрута, то это уже необходимо согласовывать со мной.

Трамвай только что выбрался из пробки и у Татьяны появилась пара минут, чтобы рассказать о своей работе

– Летом становится относительно спокойно, – делится мнением начальник смены, старший диспетчер Татьяна Глухих. – Зимой проблемы возникают во время предновогодних пробок, там и погода, и ажиотаж играют роль. Весной, бывает, электротранспорт встает из-за обледенения проводов, а осенью из-за листвы на рельсах трамваи идут юзом.

Так выглядит система связи диспетчера и водителя. А «морковью» называют некоторые трамваи за их оранжевый цвет.

Сейчас общение водителя и диспетчера происходит с помощью специальной системы, которая представляет собой симбиоз навигатора и телефона с обычной сим-картой. Впервые такая система была введена в Перми в 2008 году. Причем поставить на прибор текстовое табло было именно пермской задумкой.

– Таким образом весь транспорт синхронизируется, – объясняет Садвокасов. – Водители и диспетчеры ориентируются на единое время, а не на свои наручные часы.

Диспетчеры стараются поднять настроение водителям, хотя они годами не видят друг друга, а общаются лишь по телефону

Современная система дает большие возможности: информация о рейсах выводится на уличные табло, пассажиры могут видеть маршруты на сайте Гортранса и в мобильном приложении.

– Причем на уличные табло выводится не обязательное расписание, а реальное спрогнозированное системой время прибытия транспорта, – объясняет Анатолий Путин. – Мы начали ставить табло около семи лет назад. Тогда их было 38 штук. Со временем часть выработала ресурс. Но в этом году планируется поставить около десятка табло на места, где они раньше были установлены.

Каиржан Садвокасов помнит, как менялась диспетчерская служба год за годом

– А в мобильном приложении у нас отражается обязательное расписание, – поясняет Садвокасов. – Есть пассажиры, которые звонят и пишут нам, что такой-то автобус не пришел вовремя на остановку, хотя время было указано в приложении. Это наши «внештатные контролеры», и мы им благодарны. Замечали, что остановки в общественном транспорте объявляются приятным голосом, а не водитель хрипит в микрофон? – отмечает Садвокасов. – Все это делается без участия водителя. Он даже кнопку не нажимает. Система сама с помощью навигатора определяет точку, к которой приближается транспорт.

Раньше диспетчеры только отмечали время рейсов. Сейчас они помогают находит пути объезда и решать проблемы в пути

Раньше со всеми ЧП водителям приходилось справляться самостоятельно. Изначально, у каждого автопредприятия были свои диспетчеры, которые сидели на конечных станциях. 50 лет назад их объединили в одну службу. Тогда в штате было всего четыре человека. Потом вместо живых людей на конечной поставили кнопки связи.

– Когда я пришла работать, то у нас была система «Дистол», – рассказывает Татьяна Соловьева. – Она была сделана на телефонных парах. Водитель подъезжал к определенному месту, нажимал кнопочку, я ему отвечала и отмечала, что он там появился. Смотрела время – по графику приехал или нет.

После «Дистола», основой которого была телефонная связь, пермские диспетчеры перешли на «Маяк».

В 80-е годы пермский автотранспорт один из первых в российских городах перешел на новую систему «Маяк». На остановках были установлены спутниковые антенны, а на крышах автобусов – специальные рамки. Такая система просуществовала до 2008 года.

– В этом было свое преимущество – водитель, чтобы отметиться, должен был подъехать близко к остановке, – объясняет Садвокасов. – Это и пассажирам было удобно, и диспетчерам.

А по ночам, пока водители спят, диспетчеры составляют отчеты

Каждую ночь, когда автобусы, трамваи и троллейбусы уходят в депо, диспетчеры остаются на работе и подводят итоги смены. Какой рейс на какое время опоздал, где были сорваны первые или последние рейсы, кто поехал не по маршруту. Все эти данные передаются в отдел анализа ЦДС. Именно эти люди передают в городскую администрацию сведения, по которым чиновники потом платят перевозчикам субсидии.

– Наш отдел работает с перевозчиками, анализирует предыдущие периоды, работает с обращениями граждан и с диспетчерским составом, – объясняет начальник отдела управления и анализа Татьяна Михайлова. – Сейчас перевозчики бьются за каждый выполненный рейс. Срыв первых и последних рейсов наказываются. Если процент выполнения меньше 90, перевозчик выплачивает бюджету штраф.

В расписании необходимо учесть множество факторов

Расписание, за выполнение которого так ратуют в ЦДС, составляют тоже местные специалисты. При этом учитывается множество факторов: график работы водителей, график работы предприятий, к которым подъезжает транспорт.

– Мы знаем протяженность маршрутов и задаем определенный интервал, например, по пять минут, – объясняют в отделе. – Так и высчитывается количество транспорта. Смотрим, когда надо начать работу, когда закончить. Подстраиваемся под режим работы водителей и под пассажиропоток. Расписание постоянно меняется. Из-за ремонта дорог или праздников. У нас есть расписание рабочего и выходного дня. Даже есть пятничное расписание. Отдельное расписание составляется, когда надо к вечеру увеличить количество рейсов на «дачных» маршрутах.

Сейчас ЦДС носит имя одного из бывших руководителей Геннадия Бубермана, который проработал здесь долгие годы и был новатором

– Например, если вечером пассажиры жалуются, что трамвай опоздал, это может быть потому, что он не вписывается в расписание рейса всего на одну минуту, – объясняет Путин. – И за весь день таким образом теряет целых десять минут. А значит, надо из-за одной минуты менять все расписание и не только у этого трамвая, но и у остальных. Сдали большой дом – тут же показатели поменялись. Надо добавлять транспорт.

Когда-то навигаторы и компьютеры были лишь мечтами

– Раньше была задача просто доехать, а сейчас вовремя, да еще и с комфортом, – рассуждает Садвокасов. – В мечтах и планах хотим отслеживать, как водитель подъехал к остановке. Потому что зимой наши остановки – это барьер, который надо брать. Бывает автобусы во втором ряду останавливаются. А надо, чтобы человек спокойно заходил и выходил. Пассажиры бывают возрастными, с ограничениями, с сумками и колясками. Положено по правилам подъезжать на восемь сантиметров, значит так и должно быть. Но таких систем пока нет, их надо еще придумать. Надо бы сделать еще умную остановку. Там должно быть наше табло, на этой остановке могут стоять терминалы для транспортных карт. Надеемся, что это рано или поздно появится.

Фото: Фото Виктора Михалева и из архива Гортранса
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем