Загуглите «Пермь, Кама. Картинки» и увидите его – визитную карточку города, Коммунальный, или, как его часто называют, Камский мост. Сегодня, 1 ноября, ему исполняется ровно 50 лет. Точнее, ровно 50 лет назад по нему запустили автомобильное движение. В юбилей моста мы вспомнили историю его строительства. Подробности – материале 59.ru.
В 1960-е года в Советском союзе развернулось масштабное строительство мостов. Как грибы после дождя они появлялись в крупных промышленных городах: Ярославле, Ростову-на-Дону и Нижнем Новгороде. Не стала исключением Пермь. Большая стройка началась в 1961 году. Еще до его строительства развивалась правобережная часть Перми – микрорайоны Железнодорожный, Пролетарский, Водники и так далее. Коммунальный мост должен был соединить правый и левый берега.
Перед запуском тестировали самосвалами с бетонными блоками
Строительство моста поручили Мостопоезду № 1/37 (сейчас мостоотряд № 123 ЗАО «Уралмостострой»). Для его возведения на правой стороне реки был разбит городок для рабочих и построен бетонный завод. Строили 998-метровый мост шесть лет. Сдачу приурочили к 50-летию Октябрьской революции, но работы были закончены раньше, и торжественное открытие сооружения состоялось 1 ноября.
– Перед разрезанием ленточки строители устроили динамические испытания: огромные, груженные бетонными блоками самосвалы, собранные со всего города, ездили по всей длине моста в несколько рядов. Однако в день открытия возможность проехать предоставили только лучшему водителю автохозяйства №1 – он провел автобус нового маршрута №6, – писала историк Светлана Федотова в книге «Реальная Пермь».
До появления моста жителям правобережных районов приходилось добираться до центра на речных трамвайчиках, «Ракетах» и электричках. После открытия моста по нему запустили общественный транспорт: автобусы и трамваи. Да, тогда трамвайный маршрут № 13 ходил через мост на тот берег – до круговой развязки в Сосновом бору. Есть версия, что власти города решили построить пути, чтобы сделать мост шире. Также планировалось активная застройка микрорайона Камская долина.
– Наверно, уже не многие пермяки помнят, как когда-то летним утром сотни жителей областного центра садились в 13-й трамвай с корзинками и рюкзачками, направляясь за грибами и ягодами через мост на правый берег Камы, а вечером возвращались обратно. В 1992 году из-за отсутствия планов по развитию микрорайона Камская долина трамвайные пути были заасфальтированы, а впоследствии совсем разобраны, – вспоминает историк и архивист Михаил Гриф.
В начале 2000-х годов Коммунальный мост обзавелся архитектурной подсветкой, а в 2008 году началась его масштабная реконструкция, во время которой полностью заменили ограждения, асфальт и освещение. Тогда окончательно убрали и рельсы.
Главная транспортная артерия города
Директор городского архива Перми Виктор Новокрещенных отмечает: Коммунальный мост – настоящий труженик, с 1967 года и по 2005 года до появления Красавинского моста он был главной транспортной артерией города, объединяющей левую и правую часть. По его словам, строительство моста дало мощный толчок к развитию правобережной стороны города. До сих пор благодаря мосту развиваются Камская долина и соседние микрорайоны.
– В 1960-1970-е годы в нашем городе появлялись объекты, здания и инфраструктурные решения, которые определили современный облик города: Горьковская библиотека, здание государственного архива, здание Дома Советов, эспланада. Мост стал связующим звеном между центром Перми и правым берегом, который когда-то был окраиной, – говорит Виктор Новокрещенных.
Как и 50 лет назад, сейчас Коммунальный мост остается главной транспортной артерией Перми. Ежедневно по нему проезжают тысячи легковых автомобилей и автобусов. А летом многие пермяки пешком или на велосипедах добираются по мосту на городской пляж.
Сегодня полувековой юбилей мост встречает очередным обновлением – скоро на нем установят современную систему безопасности. Впервые на мосту появится круглосуточная охрана, видеонаблюдение, пожарная сигнализация и системы оповещения. Кстати, проводить капитальный ремонт моста в этом году власти не стали, хотя подрядчика нашли. Планируется, что контракт на капремонт сооружения с новым компанией заключат в следующем году.