Город Пермский истребитель Люфтваффе

Пермский истребитель Люфтваффе

«Внимание, Покрышкин!» – надрывался в эфире немецкий радист. Услышав имя советского летчика немецкие асы спешно покидали небо. Одна из самых громких легенд Великой Отечественной, трижды герой Светского Союза Александр Покрышкин начинал как авиационный техник в Пермской военной авиационной школе.

Январь 1931 года – ВЛКСМ провозглашает лозунг: «Комсомолец, на самолет!» В стране начинает развиваться авиация, было открыто несколько учебных заведений для подготовки военных летчиков и техников. В июле 1931 года состоялся и первый учебный день в Пермской авиационной школе. Именно сюда был направлен по комсомольской путевке молодой паренек из Новосибирска Саша Покрышкин.

Он уехал из дома несмотря на протесты отца. Ему прочили мирную профессию счетовода, однако будущий летчик-ас решил проложить себе лестницу в небо. Правда начиналось все не слишком захватывающе. Летное отделение в Перми закрывают и Покрышкину приходится учиться всего лишь на техника. В истории авиашколы он навсегда останется не только, как лучший курсант, но еще и как автор многочисленных рапортов о переводе в летную школу.

Сергей Остапенко, подполковник в отставке, заведующий музеем ВКИУ
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин
Пермская авиационная школа 30-х годов
Пермская авиационная школа 30-х годов
1 из 4
Сергей Остапенко, подполковник в отставке, заведующий музеем ВКИУ

«Едва ли не каждый день писал рапорты, – рассказывает подполковник запаса, бывший заведующий музеем ВВКИУ Сергей Остапенко. – Ему отвечали, что стране нужны не только летчики, но и грамотные авиатехники. Однако во время учебы в Перми, знание материальной части самолетов помогло ему в воздушных сражениях. Об этом он сам не раз упоминал. Сколько у него наград было разных, а он писал родному училищу, курсантам слова благодарности за то, что дали ему возможность изучать авиационную технику. Для нас, для всех он правофланговый нашего курсантского строя».

Проявив упорство, засыпав командование рапортами и пройдя годовую программу обучения в аэроклубе за две недели Покрышкин наконец-то получает направление в Качинскую летную школу. Впереди были почти 700 боевых вылетов, 156 воздушных боев и как минимум 59 самолетов противника, сбитых им лично.

«Сколько он сбил немецких самолетов на самом деле все-еще остается непонятным, – рассказывает Сергей Остапенко. – На борту его машины было 59 звезд – по количеству сбитых машин, но на самом деле никто, даже он сам, не считал. В первые годы войны сложно было учитывать потери противника. Это потом уже на истребители стали устанавливать фотопулеметы».

Фотокинопулемет – автоматическая камера, устанавливалась на истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках. Полученные с его помощью материалы служили доказательством победы летчка или стрелка. Включение фотокинопулемета производилось одновременно с нажатием гашетки. Кадры, снятые при помощи таких камер, можно увидеть в военной хронике.

Схемы воздушных боев А. Покрышкина
Схемы воздушных боев А. Покрышкина
Схемы воздушных боев А. Покрышкина
Сбитый самолет
Курсант Пермской авиационной школы Саша Покрышкин
1 из 5
Схемы воздушных боев А. Покрышкина

Покрышкин был новатором, придумывал новые методы ведения воздушного боя. Это было трудно в авиации осуществлять, потому что имелись инструкции: что, как делать, откуда атаковать противника. И нарушать их было нельзя. «Уже в первые дни войны Покрышкин понимает, что все эти инструкции устарели, – говорит Сергей Остапенко. – Это война абсолютно новая, здесь новые скорости, новое вооружение, а значит нужна новая тактика. Он не хотел летать по старым инструкциям, его тетрадь начинает заполняться схемами воздушных боев. Он разработал несколько совершенно новых фигур, например, «Кубанскую этажерку». Сейчас она есть во всех учебниках».

Чтобы получить звание Героя Советского Союза летчику-истребителю во время войны надо было сбить 13 самолетов. Однако из-за своего строптивого характера, из-за нежелания следовать устаревшим методам воздушного боя, Александру Покрышкину не только долгое время не вручали никаких наград – под трибунал хотели отдать.

«Звезда нашла героя в мае 1943 года, когда он уже насбивал столько, что закрывать глаза больше было нельзя, – говорит Остапенко. – А в августе ему присваивают вторую звезду и уже всем становится ясно, что его формула «высота-скорость-огонь-маневр» приносит плоды и эту схему стали использовать не только в его полку, не только на том фронте, где он воевал, а уже везде распространили. Он сделал макеты всех самолетов, с которыми ему приходилось воевать и десятки, сотни раз отрабатывал бой сначала на земле. Потому что в воздухе на это отводятся не минуты – секунды. К тому же он всегда старался заниматься физическими упражнениями, потому что истребителям необходимо выносить сильные нагрузки и при этом, не терять головы».

Александр Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза. Однако не этим он гордился всю свою жизнь, а тем, что его дивизия сбила более тысячи самолетов врага, что многие, летавшие под его началом истребители, стали асами, 30 из них – Героями Советского Союза.

«Покрышкин всегда гордился не тем, сколько самолетов он сбил, а тем, что ни один из его ведомых не погиб, – говорит Сергей Остапенко. – Вот это он ценил больше всего. И когда я представляю, что этот легендарный летчик Великой Отечественной начинал свой путь здесь, в Перми, я испытываю чувство гордости».

Фото: Фото и видео Андрея Белоусова, а также видео с Youtube.com пользователя Госфильмофонд СССР и кадры из фильма «Александр Покрышкин» (1945г), монтаж Павла Гринкевича
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем