Ларисе (имя изменено. — Прим. ред.) 41 год. Шесть месяцев назад она в пятый раз стала мамой — после четырех дочек родила сына. Но спустя пару часов после родов Лариса ушла из роддома, оставив ребенка. Почему так случилось и что было дальше, женщина рассказала 59.RU.
Двум дочкам Ларисы уже за двадцать. Младшим — четырнадцать и шесть. С мужем женщина развелась после рождения третьей девочки. Вместе с ней на свет появился мальчик, первый сын Ларисы, но спустя месяц он умер от порока сердца. Справиться с горем вместе у супругов не получилось, поэтому разошлись и переживали поодиночке.
— Я не планировала беременность. Просто растила детей, работала, встречалась с мужчиной, — вспоминает Лариса. — Мужем и отцом своих детей я его не видела — на то были причины. Поэтому не сказала ему о беременности. Просто прекратила отношения, перестала брать трубку, а потом внесла в черный список.
Лариса не знала, что делать с этой беременностью, поэтому старалась не замечать ее, жить как раньше. О том, что беременна, не сказала даже маме, не встала на учет в женскую консультацию. На вопрос о том, почему, отвечает: были проблемы на работе, тут не до консультаций.
— Обстановка у нас была напряженной, отношения в коллективе испортились, — объясняет Лариса. — Поэтому я объявила, что скоро уволюсь. Мои «страдания» решили сократить — рассчитали сразу. Так я стала безработной беременной с двумя маленькими детьми на руках.
Роды у Ларисы начались примерно на месяц раньше срока, в одну из пятниц прошлого лета. Когда отошли воды, дома были ее мама и старшая дочь. Они, хоть и не знали о беременности, поняли, в чем дело. Мама вызвала скорую, из-за стремительных родов в больницу везли с мигалками.
— После родов я лежала и думала — куда тебе ребенка? Как его поднимать? На что растить? В итоге я просто собралась и сказала, что ухожу. Меня спросили: «Ты хорошо подумала? Может, останешься?». Но я все равно ушла, задерживать меня не стали. Пока шла по улице, мне звонила старшая дочь. Сначала я не брала трубку. Потом ответила. Сказала, что уже не в роддоме. Дочь вспылила — «Мама, ты что? Возвращайся обратно, забирай его! Вместе воспитаем!».
В следующие дни эти слова Ларисе говорила вся семья.
— Девчонки заявили, что если я не заберу ребенка, они не будут со мной разговаривать, объявили мне бойкот. Мама тоже наорала: «Мне пофиг, что у тебя там с мужем и работой, езжай и забирай сына. Это мой единственный внук, расти у чужих людей он не будет».
В результате уже в воскресенье Лариса вновь стояла на пороге роддома и просила отдать ей сына.
— Мы познакомились с женщиной после того, как нам позвонили из роддома и рассказали, о том, что мама оставила малыша, но одумалась и хочет его вернуть, — говорит Татьяна Добрынина, руководитель проекта «Рядом с мамой», при котором работает служба профилактики отказов от новорожденных. — В понедельник мы с Ларисой встретились, спланировали, как будем работать. В тот же день выдали женщине подгузники, гигиенические средства для малыша.
Татьяна считает, что Ларисе повезло в том, что она ушла из роддома, не написав отказ, и в том, что роддом отнесся к ней с пониманием.
— После ухода мамы медики должны были составить акт об оставлении ребенка, — комментирует Татьяна. — На основании этого документа органы опеки могут лишить женщину родительских прав. В таком случае вернуть ребенка непросто — маме нужно доказывать, что она готова заботиться о малыше, имеет все условия для этого. Поэтому действовать по примеру Ларисы мы не советуем. Тем не менее в ее случае из-за выходных акт не составили сразу. В воскресенье, когда Лариса вернулась, документ еще не был готов. Роддом пошел навстречу и не стал его писать. Но серьезность намерений Ларисы все же решили проверить, поэтому из роддома Рустамчика перевели в отделение сестринского ухода детской больницы, а не сразу домой.
В стационаре мальчик пробыл две недели. Мама приезжала к нему каждый день, привозила одежду, подгузники, держала на ручках. Возвращаясь домой, готовила все к приезду сына. В этом ей помогали родные, знакомые и фонд «Дедморозим», который предоставил коляску, кроватку, молочную смесь. В результате в больнице убедились: Лариса справится с обязанностями мамы, и отдали ей малыша.
Сейчас Рустаму полгода. Пообщаться с ним постоянно приезжают старшие дочки Ларисы, а школьница Ксюша (имя изменено. — Прим. ред.) во время нашей беседы то и дело отбирает малыша у мамы.
— Отдай мне сына, — заявляет Ксюша, а потом обращается к брату. — Пойдем со мной, скажи всем «пока-пока».
Вещи для мальчика передают родные и «Дедморозим», но растить его все равно тяжело.
— С дочками было проще. Тогда были муж и свекровь, они помогали, — говорит женщина. — Но я жалею, что оставляла сына. Никакие проблемы в жизни не могут быть причиной отказа от ребенка. Все можно решить, со всем справиться.
Пока семья живет на пособие по уходу за Рустамом, которое получает Лариса, и пенсию бабушки, но в скором времени мать семейства планирует выйти на работу. Знакомить сына с его отцом женщина не планирует.
Ранее мы рассказали историю пермячки, которая написала отказ от особого ребенка, но через год забрала его из детдома.
В 2019 году проект «Быть рядом» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.