Феминистскому движению больше века — за это время женщины стали полноценным членом общества. Они могут голосовать, избираться, работать кем захотят, выбирать, рожать им или нет, и одеваться, как им хочется (не считая особенностей различных религий). При этом само слово «феминизм» как будто бы поменяло значение — если судить по тому, какую реакцию оно вызывает. Часто их заочно осуждают за их идеи, но в чем именно они заключаются, уточнить не могут. Кто же такие феминистки сегодня? Чем они занимаются, за что борются?
Мы решили задать пермякам простейшие вопросы про феминизм и феминисток, а сами представительницы этого движения прокомментировали эти суждения: мифы это или правда.
Для начала — ответы пермяков на улице на несколько вопросов:
Кто такие феминистки?
За что они борются?
Вольные рассуждения пермяков о феминистках.
Смотрим!
Анализируя ответы пермяков, мы собрали самые часто встречающиеся тезисы-мнения о феминистках и вообще движении. Вот они:
Феминистки не любят мужчин.
Феминистки хотят равноправия с мужчинами во всём.
Феминистки не хотят помощи от мужчин, и они им вообще не интересны.
Феминистки очень агрессивны и провокационны.
Феминистки оголяют части тела, чтобы привлечь к себе внимание.
Эти суждения разберут три эксперта: Вероника Шалагинова, активистка, феминистка, создательница сообщества fem prm, организатор праздника «Истлевшая, превратившаяся в прах»; Алиса Клоц, сотрудница Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор Питтсбургского университета; Ольга Важенина, соведущая киноклуба «Сёстры по кадру».
Правда ли, что феминистки не любят мужчин?
Вероника Шалагинова:
— Все феминистки — разные. Нельзя сказать за всех, так как каждая отдельно взятая феминистка относится к мужчинам по-разному. Конечно, есть те, кто относятся к мужчинам не с явной симпатией, но это опять же индивидуально. Так что это определённо миф.
Алиса Клоц:
— Феминистки выступают за равенство мужчин и женщин. Если вы поддерживаете идею равенства, например, равенства людей разных национальностей, это не значит, что вы не любите какую-то из сторон. Другое дело, что если стоит вопрос о равенстве, то значит, что какая-то из сторон находится в привилегированном положении. Естественно, если вы хотите равенства, вы выступаете против привилегий. Феминистки выступают против привилегированного положения мужчин в обществе. Поэтому создается иллюзия, что феминистки не любят мужчин. На самом деле феминистки не любят неравенство.
Ольга Важенина:
— Феминизм — не про любовь или ненависть (или равнодушие) к мужчинам. Он вообще не про мужчин. Конечно, то, что мы видим вокруг себя и то, о чем читаем в новостях, влияет на отношение к конкретным людям и мужчинам в целом. Заставляет быть, например, осторожнее или учит активнее проявлять свою позицию. Что-то вызывает гнев. Но не меньшие эмоции могут вызывать и женщины, которые активно поддерживают патриархальные установки и «топят» и обвиняют других женщин. Так что мизандрия (нелюбовь к мужчинам. — Прим. ред.) — совершенно не обязательный атрибут феминизма.
Правда ли, что феминистки хотят равноправия с мужчинами во всём?
Вероника Шалагинова:
— Феминистки борются за свои права, права женщин. Например, за право распоряжаться своим телом: право на бесплатные, легальные и безопасные аборты.
Алиса Клоц:
— Феминистки действительно хотят равенства с мужчинами «во всем», но это не значит, что они не видят физиологических различий между мужчинами и женщинами. Феминистки выступают за то, чтобы общество не наказывало женщин за их физиологические особенности. Например, никто не спорит, что именно женщины рожают детей и кормят их грудным молоком. Поэтому феминистки выступают за меры по поддержке матерей. Другое дело, что среди феминисток нет консенсуса по поводу того, как сделать это наиболее эффективно: гарантировать продолжительный декретный отпуск, создать сеть дошкольных учреждений, вовлекать мужчин в уход за детьми или разработать программу, которая бы включала все три подхода.
Ольга Важенина:
Тут важно уточнить: не формального, а фактического равноправия. Не только равенства прав разнополых людей «на бумажке» (у нас его нет, достаточно вспомнить список запрещенных для женщин профессий), но и возможностей для реализации этих прав.
Правда ли, что феминистки не хотят помощи от мужчин и они им вообще не интересны?
Вероника Шалагинова:
— Не совсем понимаю, что вы понимаете под «помощью от мужчин». Если вопрос касается активизма — лично я считаю, что только женщины могут заниматься феминистским активизмом. По той причине, что только женщины понимают в полной мере, какие права необходимы женщинам. И мужчины не включены в феминистскую повестку. Так что в вопросах феминизма мужчины действительно не рассматриваются.
Алиса Клоц:
— Есть женщины, которые не хотят помощи от мужчин, они им не интересны. Некоторые из них — феминистки, но значительная часть феминистками себя не считает. Среди феминисток есть те, кто критически относятся к мужчинам и считают, что победа над патриархатом возможна только при создании объединений без мужчин, но это только одно из направлений феминизма.
Ольга Важенина:
— Помощь — это прекрасно, когда она действительно нужна, и это не зависит от пола ни помогающего, ни той или того, кому требуется помощь. Часто под помощью понимают галантность: я открыл перед ней дверь, отодвинул стул в ресторане, а она не оценила и оскорбилась. Возможно, дело в том, что с вашей стороны это была не реальная помощь (девушка всё это может сама сделать), а желание показать свою заинтересованность в ней как в сексуальной партнерше. Представьте две ситуации: вы подаете пальто привлекательной женщине и старушке в поликлинике. Наверняка мотивы этих поступков будут разными. Много ли мужчин, «помогающих» девушкам надеть пальто, занесут тяжелую коляску в автобус? Так что помощь хороша тогда, когда человек в ней правда нуждается. А если не уверены, нужно ли ваше участие, просто спросите.
Правда ли, что феминистки очень агрессивны и провокационны?
Вероника Шалагинова:
— В агрессии могут обвинить даже девушку, которая просто скажет, что женщины имеют право не брить ноги (и другие части своего тела). И хочется добавить, что нас могут обвинять в агрессии потому, что мы транслируем взгляды, отличные от тех, которые в нас закладывает социум. У всех разные степени психологических защит. Феминистки могут быть провокационны (например, на своих акциях), конечно. Но, опять же, все — разные. Каждая отдельно взятая феминистка для себя решает сама, как ей бороться за свои права.
Алиса Клоц:
— Некоторые люди агрессивны и провокационны, особенно в интернете. Агрессия и провокации часто используются различными группами для достижения каких-то политических целей. В этом смысле феминистки ничем не отличаются. Однако в популярном сознании происходит фиксация на агрессии со стороны именно феминисток, потому что «агрессия» — это что-то не женское. Кроме того, проявление эмоций мужчинами и женщинами по-разному оцениваются окружающими. Одни и те же слова могут восприниматься как оправданная попытка отстоять свою позицию, если они произнесены мужчиной, или как агрессия, если они произнесены женщиной.
Ольга Важенина:
— Право злиться есть у всех людей независимо от возраста и пола. Но, если для мужчин проявлять гнев считается нормальным и чуть ли не доказывает их маскулинность, то женщинам общество предлагает быть милыми и добрыми. В итоге чувства всё равно проявляются, но в завуалированной форме. Феминизм для меня — про осознанность: когда ты понимаешь, что рамки твоего поведения как женщины выстроены искусственно, ты разрешаешь себе проявлять агрессию. Говоришь себе: «Да, я живой человек, и конкретно эта ситуация меня злит / раздражает / сердит». И перестаешь быть «милой» всегда и для всех. Что касается провокаций — чаще всего замечают только тех, кто провоцирует (тут все любят вспоминать мифическое сожжение бюстгальтеров и так далее). Те, кто просто живут обычной жизнью и не занимаются акционизмом, не попадают в фокус внимания общества, и потому кажется, что феминизм — это только провокация.
Правда ли, что феминистки оголяют части тела, чтобы привлечь к себе внимание?
Вероника Шалагинова:
— Я думаю, что самообъективация — это не лучший способ продвижения феминистской повестки. Но я уверена, что девушки, которые оголяют себя на акциях, не хотят привлечь внимание конкретно к себе, они хотят привлечь внимание к проблеме, которую они освещают.
Алиса Клоц:
— Обнаженное тело — часть современного политического и художественного языка, и феминистки им пользуются, как и люди, не имеющие отношения к феминизму. Возможно, феминистки используют его чаще остальных, но лишь потому, что в основе дискриминации женщин лежат представления о том, что телесные различия оправдывают социальное неравенство. Патриархальное общество низводит женщину до «тела»: женщина — объект сексуального желания мужчин, сосуд для вынашивания детей. Обнажаясь в рамках протеста, женщина возвращает себе право на свое тело.
Ольга Важенина:
— Запоминается только то, что больше всего шокировало. Речь здесь, скорее всего, об активистках движения Femen, хотя оно не считает себя феминистским и выступает по разным поводам: за свободу слова, однополые браки, против педофилии, проституции и даже поддерживают жертв стихийных бедствий. Часть этих проблем входит в феминистскую повестку, плюс говорящее название — вот и готов миф.
Мы задали нашим экспертам и вопросы, на которые в нашем стрит-токе на улице не смог ответить никто.
Правда ли, что существует более 20 видов феминизма?
Вероника Шалагинова:
— В России, на мой взгляд, наиболее распространены два течения феминизма: радикальный и интерсекциональный. Конечно, существует ещё социалистический феминизм, марксистский феминизм, либеральный феминизм и так далее. Каждое из течений феминизма по-разному видит причину угнетения женщин и пути по преодолению этого угнетения (сексизма).
Алиса Клоц:
— Мне никогда не приходило в голову посчитать направления феминизма. Важно, что феминизм — не «Единая Россия», где все единогласно поддерживают указания руководства. В рамках феминизма, как и в рамках любой другой политической идеологии, существует спектр позиций. Но есть и общая повестка — равенство между мужчинами и женщинами.
Ольга Важенина:
— Как и в любом крупном движении, в феминизме есть свои течения, и при желании можно насчитать определенное их количество. Но я не сторонница разделения на виды, типы, направления и себя не отношу к какой-то определенной группе. Я знаю о случаях, когда из-за разности во взглядах и без того немногочисленные феминистки в небольшом городе переставали общаться и делать совместные проекты, и это печально.
А мужчины могут быть феминистами?
Вероника Шалагинова:
— Нет, мужчины не могут быть феминистами. Они могут придерживаться феминистских взглядов, но феминистами они быть не могут.
Алиса Клоц:
— По этому вопросу среди феминисток есть разные мнения. Кто-то считает, что могут, так как феминизм — это идеология равенства и каждый может ее разделять. Несколько лет назад была даже кампания This is what a feminist looks like («Так выглядит феминист(ка)»), в которой снялись многие известные люди, в том числе и мужчины, например, актер Бенедикт Камбербэтч. Другие считают, что, хотя мужчины могут разделять взгляды феминисток, «феминистами» они быть не могут. Поэтому таких мужчин стоит называть «профеминистами» или «союзниками». Ну и есть группы феминисток, которые считают, что мужчины не могут понимать и принимать феминизм, потому что не могут отказаться от своих привилегий.
Ольга Важенина:
— Я считаю, что мужчина не может быть феминистом так же, как, например, и консультантом по грудному вскармливанию. Потому что у мужчин не может быть по определению соответствующего опыта. Существует понятие мужской и женской гендерной социализации, и мы все воспитаны в ней: в мальчиках поощряют одни качества, в девочках — другие, мальчикам разрешается проявлять ту же самую агрессию, а девочка должна улыбаться, и так далее. Если мужчина разделяет идеи феминизма и старается замечать сексизм в своей жизни и бороться с ним, его обычно называют профеминистом.
Феминизм сейчас — это всё же о правах женщин или об их защите от мужчин?
Вероника Шалагинова:
— Феминизм сейчас — это о правах женщин. Защита от мужчин, конечно, нужна (чего только стоит статистика по домашнему насилию, домогательствам, изнасилованиям и убийствам женщин), но сам феминизм, повторюсь, концентрируется на женщинах и их правах.
Алиса Клоц:
— Изначально феминизм возник как движение за права женщин, и часть феминисток считают, что он им и остается. Однако со временем многие феминистки стали задумываться о влиянии патриархата как системы, в основе которой лежат нормативные представления о гендерных ролях, и на мужчин. Так, например, от мужчины ожидается, что он будет сильным, смелым, предприимчивым, любое проявление слабости считается «бабским». Понимание того, что все эти представления не имеют никакого отношения к «природе», позволит мужчинам освободиться от диктата стереотипов и реализовывать себя в зависимости от индивидуальных желаний. В этом смысле феминизм предлагает освобождение как женщинам, так и мужчинам.
Ольга Важенина:
— Это интересный вопрос, потому что в какой-то степени, как мне кажется, верны оба утверждения. Например, регулярно всплывающая тема о праве женщины на аборт: формально оно в нашей стране есть, но его реализация уже окружена массой сложностей: сходи к психологу, чуть ли не к священнику, тридцать три раза всё всем объясни. Лоббируют такие трудности и обосновывают их чаще всего мужчины, не стесняются об этом говорить в СМИ. Недавняя история с губернатором Пензенской области довольно ярко это иллюстрирует: там чиновник открыто заявляет, что женщину должны всячески отговаривать сделать аборт, «биться за каждого ребенка», а если показатели будут плохими, пригрозил увольнениями. Что это, если не репродуктивное давление? В этом смысле можно говорить и о защите прав женщин от мужчин.
А напоследок — бонус. Ни одна (почти) женщина в нашем опросе не назвала себя феминисткой. Поэтому заодно мы спросили о том, что же всё-таки должна делать женщина, потому что она женщина. Каково её предназначение?
Ранее мы рассказывали, что в Перми 8 марта пройдёт фестиваль «Не виновата» в поддержку женщин, переживших домашнее насилие. Благотворительный концерт пройдёт в «Доме трубадура».