Блюдечко с золотой каёмочкой — и таких около сотни. Пермские археологи обнаружили ящик с тремя сервизами конца XIX века. Находка уникальна тем, что большая часть предметов осталась в целости и сохранности. Археологи показали 59.RU посуду, которую уже успели отмыть от грязи столетней давности.
Ящик, полный старинной посуды, обнаружили 21 июня на Ленина, 16. Вскоре здесь начнут строить пятиэтажную поликлинику, поэтому сейчас археологи проводят тут изыскания — это обязательная процедура перед закладкой фундамента. В начале июня здесь уже нашли человеческое погребение трехсотлетней давности и различные предметы: монеты, пуговицы, запонки и дамские украшения. Но главной находкой стал именно сундук. Внутри обнаружили 234 целых предмета посуды и еще множество осколков. Одного стола не хватит, чтобы расставить всё на виду. Предположительно, хозяева схоронили ценную посуду перед самым началом Октябрьской революции 1917 года.
— Всего здесь три сервиза: один обеденный, второй чайный и третий смешанный чайно-кофейный, — рассказывают ученые. — Сегодня мы показываем только два, которые уже успели почистить. Самый большой сервиз, конечно, обеденный. Он минимум на 18 персон, а может быть, и на 24.
В него входят огромное блюдо для рыбы, которое обычно ставилось в центре стола, несколько блюд поменьше для рыбы и мяса, множество тарелок для салатов, первых и вторых блюд. На посуде необычный орнамент — зелено-золотые цветочки с микроскопическими бусинками и золотая каёмка. Бусинки, правда, сохранились далеко не везде. Пока аналогов этому сервизу не нашли, поэтому ученые предполагают, что это очень ограниченная партия, возможно, даже сделанная на заказ.
Второй сервиз — это несколько чайничков разного назначения для заварки, кофе и кипятка, молочник и сливочник, масленка, кофейные чашки, блюдца, розетки для варенья и меда. Назначение пары предметов спорное. Кто-то считает, что это икорница, кто-то — подставка для чайных ложек.
— Класть чайную ложку на стол было нельзя, оставлять в чашке и пить чай, прижмурившись, чтобы не выколоть глаз, — тоже, — шутят археологи. — Поэтому после использования ложки складывали в такие чаши.
Чайно-кофейный сервиз использовался чаще, чем обеденный. Кстати, он выглядит более традиционно — черный узор на золотом фоне.
— Из общей картины выбиваются несколько чашечек, — рассказывают археологи. — Они не относятся ни к одному из гарнитуров, есть даже непарные. Видно, что они проще, чем основная посуда. Ими пользовались намного чаще. Скорее всего, по утрам из этих маленьких тарелок ели кашки. Эти вещи были дороги хозяевам, поэтому они решили не отдавать их красным, а закопать, чтобы вернуться и забрать позже.
Кстати, все сервизы сделаны из фарфора на различных Кузнецовских фабриках, где в конце XIX века производили посуду как для богачей, так и для простолюдинов. На одной посуде клеймо фабрики в Дмитрове, на другой — в Риге. А вот на масленке необычное клеймо, хотя она и принадлежит к большому гарнитуру, — клеймо Гарднера, еще одной модной в те времена фабрики. Как объяснили ученые, Кузнецов в то время выкупил фабрику Гарднера вместе с правом какое-то время ставить его клейма.
Ученые предполагают, что клад принадлежал семье Трутневых, которые жили здесь. Но это еще надо перепроверять. Однозначно можно сказать, что хозяева — это состоятельные люди, которые проводили дома званые ужины.
— С хозяевами сложный момент. В дореволюционном справочнике «Вся Пермь» по улице Покровской, 16 значится дом Семена Федоровича Трутнева, — объясняет руководитель Камской археологической экспедиции. — А в краеведческой литературе говорится о семье Трутневых из Перми. Также была семья ресторатора Трутнева, приехавшая из Екатеринбурга. Сейчас мы будем сопоставлять множество фактов. Пока непонятно, где они оказались после 1917 года. Возможно, спрятали всё ценное и отступили с Колчаком.
Интересно, как же такая уйма посуды сохранилась за целых сто лет? Ученые считают, что, скорее всего, ящик закопали во дворе прямо рядом с домом. Между собой посуду заботливо проложили газетами «Пермские губернские ведомости». Самый ранний выпуск относится к 1915 году, а самый поздний — август-сентябрь 1917 года. Сверху положили поднос с посеребренным окладом и ручками. Он и спас посуду, а сам, когда его достали, рассыпался на осколки.
— Газеты сохранить практически не удалось — при контакте с воздухом они скручивались и трескались, — объяснили ученые. — Но к нескольким тарелкам газеты прилипли. Очищать их мы не будем — их надо бы поскорее залакировать. Мы же не собираемся есть из этой посуды, поэтому нам важно сохранить историю жизни и нахождения этого сервиза.
Кстати, кроме чашек и тарелок, в сундуке были чугунная и эмалированная сковороды, щипчики для сахара и пара сломанных чайных ложек. Столовых вилок, ложек и ножей не было. Рядом в земле нашли только один сломанный перламутровый черенок. Возможно, семья забрала столовое серебро с собой: во-первых, его удобнее везти, во-вторых, при необходимости им можно расплачиваться.
Конечно же, невозможно не спросить ученых о стоимости находки. В те времена гарнитур Кузнецовского фарфора на 24 персоны стоил 75 рублей. А это зарплата квалифицированного рабочего за три месяца. Оценить же нынешнюю стоимость археологи не берутся — такая находка уникальна и бесценна.