Этим материалом мы продолжаем спецпроект «Кладбище историй». В нем речь идет об интересных участках пермских кладбищ. В предыдущих статьях мы рассказали о Черной аллее, или Блатном ряде на Северном кладбище, а также прогулялись с краеведом Владимиром Гладышевым по самому старому некрополю Перми — Егошихинскому и узнали об особенностях еврейского квартала Бейт кварот (Дом могил).
Егошихинское кладбище хранит еще много историй и тайн, которые могут открыться современникам или последующим поколениям, ну а пока мы расскажем о двух самых известных и обсуждаемых пермяками. К тому же для их разбора накопилось достаточно материалов, чтобы можно было анализировать. Итак, мы разберем историю о могиле проклятой дочери и о трех сестрах Циммерман, которые считаются прототипами героинь всемирно известной пьесы А. П. Чехова «Три сестры».
Разобраться в данных легендах нам помогут исследования пермских краеведов, историков, которые наиболее полно рассмотрели эти вопросы.
«Могила проклятой дочери». Предыстория
В интернете есть множество интерпретаций этой самой загадочной истории, связанной с пермскими кладбищами. Их легко можно найти, все они в открытом доступе, поэтому мы не будем приводить их полностью, а скажем лишь о самых основных.
Первая версия гласит, что похороненная в 1807 году девочка Таисия была проклята своей мачехой, которая ненавидела падчерицу — внебрачную дочь исправника Александра Девеллия, высокопоставленного пермского чиновника.
Вторая версия говорит, что это была вовсе не маленькая девочка, а девушка, которая сбежала с солдатом, потом вернулась, но ее не приняли в семье и прокляли.
Согласно третьему варианту женщина, рожая девочку, умерла при родах. Девочку назвали, как и мать, Таисией. Отец невзлюбил дочку, так как она напоминала ему о смерти жены, и проклял. Ну и масса других вариаций того, кто захоронен в этой могиле и по каким причинам. Одним словом, сплошная загадка, да еще и жуткая.
В нашем небольшом расследовании мы будем опираться на Павла Александровича Корчагина, кандидата исторических наук, который посвятил этой теме свои труды. Среди множества материалов именно его книга вызвала наибольший интерес и доверие.
То, что могила существует, это факт. Вопрос в том, действительно ли правдивы жуткие истории, связанные с ней, и была ли дочь проклята и захоронена так, чтобы ее могилу топтали люди, приходящие в церковь (как гласит одна из версий)?
Надгробие вы можете увидеть недалеко от входа на Егошихинское кладбище, возле ограды Успенского храма. Правда, это лишь его точная копия, отлитая и установленная впоследствии. Оригинал же хранится в Музее-диораме г. Перми. Надпись на надгробии дословно гласит: «Пермскаго исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась генваря 24 дня 1807 года».
Она написана на так называемом петровском гражданском алфавите, а не на церковно-славянском, как пишут некоторые. Что же таит в себе это надгробие и почему вокруг него столько пересудов? Попробуем разобраться.
Зловещее ли надгробие?
Надгробный памятник выполнен в виде чугунной плиты, состоящей из двух частей. Это изображение лица или маски в очень лаконичной форме (два круглых отверстия-глаза, впадина вместо носа и продолговатое отверстие, очевидно, обозначающее рот). Вокруг этого «лица» изображена змея, свернутая в кольцо и пожирающая свой хвост.
Многие по какой-то причине называют это надгробие ужасным, хотя достаточно заглянуть в исторические источники, и станет совершенно очевидно, что это характерные особенности в символике того времени, то есть конца 18 — начала 19-го века.
В наиболее известном российском справочнике символики того времени под названием «Символы и Емблемата», содержащем 840 рисунков-символов, изданном в 1705 году по приказу Петра I, мы видим под пунктом 615 точно такую же змею, свернутую в виде кольца.
И символ этот обозначает вовсе не пожирание, не уничтожение или что-то подобное, а символизирует вечность и бесконечность, причем у многих народов мира. Вот подпись к этому символу: Een Slang met de stert in syn bek, d'eeuwigheid verbeeldende (Змея, с хвостом во рту, изображающая вечность). Комментарии на девяти языках одинаковы, по-русски они звучат следующим образом: «Конец от начала происходит». Интерпретировать эту змею как-то иначе по меньшей мере смело, но необоснованно.
К тому же при подготовке материала мы нашли еще одно доказательство использования этого символа на надгробиях того периода. На фотографии фрагмент надгробия некрополя Александро-Невской лавры г. Санкт-Петербурга.
Изображение второго символа надгробной плиты на «могиле проклятой дочери» — маски или лица — также сложно назвать ужасным или устрашающим. Вот что пишет об этом П. А. Корчагин в своей книге:
«Обычно это считается либо лицом, либо маской, но заметим, что ни у маски, ни у лица не бывает провала на месте носа. Так что обе интерпретации необходимо признать неверными. А безносой, как известно, бывает смерть, и на надгробиях обычно изображают ее символ — адамову голову — череп Адама, предка всех людей, живущих на земле. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице все человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, глава Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Итак, всего два символа на чугунной плите — вечности и спасения, но оба были считаны превратно, как символы греха, смерти и опасности».
Стоит также добавить, что размеры надгробия и квадратная форма вполне подходили для могилы маленькой девочки. Из этого видно скорее, что родители любили свою дочь, которая заболела чахоткой и умерла от этой болезни, которая, к сожалению, очень часто уносила жизни не только детей, но и взрослых.
В этой смерти нет ничего удивительного, ведь тогда чахотку вообще лечить не умели. По сути, это был легочный туберкулез, а о природе заболевания узнали только в конце 19-го века, когда открыли так называемую туберкулезную палочку. Тогда смерть от этой болезни была событием рядовым, хотя и прискорбным. Как правило, больным чахоткой могли лишь ненамного облегчить страдания, но они были обречены, а медицина того времени бессильна.
Как же появилась легенда?
Так откуда же взялось поветрие считать эту могилу не просто интересным вариантом надгробия, сделанным любимой дочери просвещенными и любящими родителями? Напомним, что исправник Александр Девеллий был сыном известного французского художника Жан Луи Девельи. Он был одним из организаторов Академии художеств. Его работы можно увидеть в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Его приглашали делать рисованную фиксацию коронации Екатерины II (как вы понимаете, тогда фотоаппаратов не было). Из этого следует, что в семье пермского чиновника Александра Девеллия очень хорошо разбирались в искусстве и не могли сделать надгробный памятник просто так, наобум. Они делали его вполне осознанно, в стиле русской декоративно-монументальной пластики под влиянием характерных для того времени течений в искусстве.
По мнению историка Корчагина, этот, выражаясь современным языком, фейк запустили писатели. В том числе Аркадий Гайдар, который жил некоторое время в Перми и написал по этой легенде рассказ под названием «Проклятая дочь».
Он немного изменил сюжет, имена и даты, но в целом популяризировал эту историю и вынес ее за пределы пермской земли. Также приложил к этому руку и писатель М. Осоргин, считавший Девеллия масоном. Дальше людская молва разнесла легенду по городам и весям, и до сих пор ее обсуждают, смакуя подробности на просторах интернета.
Нестыковки. Современный взгляд
Хотя в народе любят пообсуждать разного рода страшилки, и это исторически так сложилось в России-матушке, все же если посмотреть фактам в глаза, то ничего ужасного в этой истории мы не видим.
Безупречная репутация чиновника с художественным вкусом, многодетного отца (в семье было 7 детей), который дослужился до звания действительного статского советника, что соответствовало довольно высокому социальному положению, смерть дочери по обыденной в те времена причине заболевания чахоткой…
Если взглянуть на эту историю с позиции сегодняшнего дня и даже не углубляться в изучение вопроса, можно также легко найти нестыковки.
Представьте себе человека высокого социального статуса, который дорожит карьерой, имеет безупречную репутацию (к слову, А. Девеллий был удостоен награды с формулировкой: «За 35 лет безупречной службы»), но вдруг совершает ужасный поступок, после которого косвенно или напрямую погибает ребенок, его дочь.
Что должен предпринять человек в этой ситуации? Либо скрыться самому, так как его карьера была на этом закончена, либо скрыть этот жизненный промах. Причем самым тщательным образом.
Вместо этого, согласно популярным версиям этой истории, мы видим, что он не только не скрывает, но и дает распоряжение изготовить на заказ долговечную чугунную надгробную плиту, выполненную с художественным вкусом, символизирующую вечность и борьбу со смертью, да еще и хоронит ребенка прямо возле храма, якобы для того чтобы по могиле ходили люди и память о ней стерлась таким образом.
Мягко говоря, это не поддается логике. Скорее, наоборот, могила с этим надгробием привлекала внимание не один год, так как была на видном месте возле храма в церковной ограде. Очевидно, что мотив был другой — отдать дань памяти любимой дочери. Ну кто всерьез может надеяться на то, что люди станут ходить по могиле возле храма, даже если она, как гласят версии легенды, находится на тропинке? Это маловероятно.
Да и зачем вообще изготавливать надгробную плиту? Да еще с глубоким философским и религиозным смыслом. Когда хотят избавиться от памяти и хотят отмыться от позора, обходятся без этого, хоронят в неприметном месте без всяких указателей и точно не гравируют надпись, которая так долговечна, что вот уже более двухсот лет явственно читается на чугунной плите.
После этих недолгих размышлений можно сделать очевидный вывод. Девочка Таисия, умершая от чахотки 6 лет от роду, не была проклятой дочерью. Она лишь невольно послужила появлению «самой загадочной легенды» старого пермского кладбища.
Легенда вторая. «Три сестры» А. П. Чехова
Если с могилой проклятой дочери после небольшого разбирательства все более-менее понятно, то с историей трех сестер Циммерман, проживавших в конце 19-го века в Перми и попавших на страницы известной пьесы Антона Павловича Чехова, не все так просто.
По легенде, которая уже прочно вошла в жизнь пермяков, именно эти сестры стали прототипами чеховских героинь, известных всему миру.
По мнению краеведа и автора книги «Чехов и Пермь. Легенда о трех сестрах» Владимира Гладышева, это предание небезосновательно. Вот что он пишет об этом в своей книге:
«У Перми же, если подходить строго, база для развития чеховского маршрута основательная.
Во-первых, Антон Павлович Чехов побывал в Перми, на уральской земле, дважды: в апреле 1890 года, по пути на Сахалин, и в июне 1902 года, когда вместе с Саввой Морозовым посетил его заводы во Всеволодо-Вильве. Не забудем еще путешествие по Каме в июне 1901 года, поездку в Башкирию, где он лечился кумысом.
Во-вторых, Чехов сам писал о пьесе «Три сестры» в письме А. М. Горькому: «Действие происходит в провинциальном городе вроде Перми…»
И в-третьих, в городе жили представители настоящей русской интеллигенции, которые вполне могли претендовать на то, чтобы называться прототипами чеховских героев».
Сестры Циммерман
Не будем вдаваться в подробности относительно того, что на роль прототипов «Трех сестер» могут претендовать многие представители интеллигенции и не только Перми, но и других городов конца 19-го века (напомним, что пьесу А. П. Чехов написал в 1900 году). Несложно предположить, что подобных семей в России мог быть не один десяток.
Во всяком случае в разных источниках указывается на несколько похожих семей, где были три сестры, образованные, интеллигентные и далее по списку. Нас же интересует именно семья Циммерман, как наиболее подходящая по нескольким параметрам. К тому же в самой пьесе есть моменты, указывающие на город похожий на Пермь и другие атрибуты их жизни и быта. Интересно, что имена героинь пьесы — Ольга, Мария и Ирина — начинаются с тех же букв, что и у пермских сестер: Оттилия, Маргарита и Эвелина, которую все звали Инной.
В 1890 году, когда Чехов был в Перми, сестры Циммерман уже трудились в гимназии, которую сами же и основали в августе 1886 года. Это была первая частная школа в Перми. Примечательно, что она была очень демократичной. Сюда принимали вне зависимости от социального статуса и сословия, хотя и за плату, что было естественно в то время.
То есть сестры на тот момент уже вовсю трудились на ниве просвещения местного населения и были самой настоящей деятельной интеллигенцией. Их отец — Владимир Циммерман — был чиновником высокого ранга — действительным статским советником и врачом. Он умер в 1883 году. К приезду Чехова, так же как в пьесе, отец семейства уже умер и дочери в некотором роде тосковали, мечтая вернуться к жизни в столичном городе, откуда и приехали. К слову, В. Циммерман приехал в Пермь из Санкт-Петербурга.
Вполне вероятно, что писатель мог узнать о них и даже зайти в их гимназию, если не общаться напрямую. К тому же он был знаком с купцами и меценатами Перми, которые были попечителями гимназии сестер Циммерман.
Стоит отметить, что сестры Циммерман были не просто интеллигенцией, а довольно заметной семьей. Их гимназия была на хорошем счету, она расширялась, становилась все популярнее. Около 25 лет она располагалась на улице Пермской, а с 1907 года до самого закрытия в 1919 году она располагалась в каменном особняке на углу улиц М. Горького (в то время она называлась Соликамской) и Луначарского (в то время — Вознесенской). Сейчас в этом здании находится Медико-фармацевтическое училище.
О пьесе
Пьесу «Три сестры» А. П. Чехов написал по заказу Московского художественного театра в 1900 году, и уже в 1901 году состоялась ее первая театральная постановка.
Критики, зрители и читатели интерпретировали ее по-разному. Кто-то видел в ней комедию, водевиль, как изначально задумал сам Чехов, кто-то увидел драму. Как бы то ни было, жизнь вполне может быть и драматичной, и комедийной одновременно, поэтому можно сказать, что правы были обе стороны. К тому же пьесу многократно редактировали.
Если не вдаваться в подробности сюжета, то в пьесе три сестры, которых отец привез из Москвы в провинциальный город наподобие Перми, и после смерти отца они мечтают вернуться обратно. Чтобы было понятно, насколько она популярна, стоит сказать, что спектакли по ней ставят уже более ста лет в Москве и в Нью-Йорке, в Праге и в Берлине, в Париже и в Лондоне, а также во многих других городах и на многих языках.
Помимо зарубежных кинопостановок в России фильм по пьесе «Три сестры» в 1994 году снял известный режиссер Сергей Соловьев.
Одним словом, эта пьеса принята во всем мире и любима зрителем и читателем до наших дней. Наблюдая за жизнью трех сестер Чехова, многие и многие люди задумывались о своей жизни, о ее смысле и надеждах на будущее. К слову сказать, спектакли по произведениям Чехова — одни из самых популярных в мире.
Судьба героинь
Если проверить, как закончилась история чеховских героинь в пьесе, довольно легко — достаточно посмотреть спектакль или прочесть книжку, то реальная история их возможных прототипов — наших пермских героинь — несколько драматична.
С приходом советской власти чуждая новой политике так называемая буржуазная школа стала не нужна. Она была преобразована, а ее руководитель, то есть старшая из сестер Циммерман Оттилия была арестована в 1920 году без предъявления обвинения.
Понятно, что сделано это было за ее политические взгляды, которые отличались от советской идеологии. Осенью того же года она умерла в тюремной больнице и была похоронена на Егошихинском кладбище в общей могиле арестантов. Сейчас найти это место практически невозможно.
Вторая сестра Маргарита избежала такой участи и после ареста Оттилии занималась воспитанием детей одного из учеников, а потом работала сторожем лютеранской кирхи на улице Екатерининской вплоть до 1934 года. Она также похоронена на Егошихе, но точное место захоронения до сих пор не найдено.
Третья из сестер Эвелина все-таки смогла уехать в Москву. О дате ее смерти ничего не известно.
Так завершилась история создательниц и педагогов первой частной школы Перми — трех сестер Циммерман.
Можно по-разному отнестись к аналогиям с чеховскими героинями и поставить под сомнение те доказательства, что представлены историками. Можно еще много дискутировать по этому поводу и копаться в истории…
Но, как бы то ни было, 5 октября 2006 года на лютеранском участке Егошихинского кладбища установили памятник сёстрам Циммерман в виде стелы из чёрного гранита. Их причастность к знаменитой пьесе Чехова, пусть и возможная, была также запечатлена на стеле.
Легенда будет жить
Конечно, Антон Павлович Чехов говорил, что русские города похожи один на другой и действие пьесы могло происходить хоть в Екатеринбурге, хоть в Перми.
Безусловно, несмотря на собранные доказательства и проведенные аналогии, которые видны при прочтении пьесы «Три сестры», остается некоторый осадок из сомнений и вопросов.
Надо полагать, это навсегда останется неразгаданной загадкой. Во всяком случае, на 100 процентов. А легенда все же красивая и будет жить. Она вполне имеет право не получить категоричного финала. Приятно сознавать, что, может быть, именно о трех сестрах Циммерман, живших в Перми, ставят спектакли по всему миру уже более ста лет.
Тайну этой легенды скрыл каменный покров надгробий и могильных плит старого пермского кладбища. Осталась лишь бессмертная память о тех, кто увековечен на страницах произведения русского писателя. И кто знает, может быть, слова из пьесы более века назад были произносимы именно в Перми, в доме на улице Вознесенской, а ныне Луначарского. Те же слова, которые разлетелись по всем миру, произнесенные в завершающей сцене «Трех сестер»:
«…Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!»
Ранее мы писали о Доме могил-небоскребов — еврейском участке на Егошихинском кладбище.