Пациенты, врачи и фармацевты жалуются на новый порядок выписки рецептов. Минздрав еще летом утвердил новые правила, согласно которым доктору запрещено писать в рецепте знакомые всем коммерческие названия лекарств. Вместо этого в бланке должно быть указано международное непатентованное наименование, говоря по простому, состав препарата. Во что это выливается для пациентов, разбирался корреспондент Doctor59.ru.
Для того чтобы стало понятно, в чем разница между коммерческим названием и международным приведем несколько простых примеров. Всем известный «Аспирин» сейчас должен обязательно называться в рецепте Acidi acetylsalicilici. Но если ацетилсалициловая кислота знакома многим, то догадаться, что Bromdihydrochlorphenylbenzodiazepine это обычный «Фенозепам» или «Ноотропил» практически невозможно. Сами врачи шутят на этот счет.
«Теперь в рецептах я должна писать: Rp: Tab. Morpholinoethylthioethoxybenzimidazole,
или так: Rp: Tab. Bromdihydrochlorphenylbenzodiazepine, – пишет в медицинском блоге пользователь с ником dok_zlo. – Или так: Tab. Tetramethyltetraazabicyclooctandione. Интересно, в аптеке-то разберут, что это я выписала? Представляю картину, как пациент непринужденно озвучивает: «Дайте мне, пожалуйста, упаковочку тетраметилтетраазабициклооктандиола».
И это еще не самые сложные и длинные названия. Ведь существуют комбинированные препараты, наименования которых состоят из десятка латинских слов. А если таких лекарств несколько, то написание рецепта может занять немало времени. В итоге врач большую часть приема строчит рецепты, пациент сидит и ждет, а за дверями кабинета скапливается очередь. При этом стоит учитывать и некоторые особенности «медицинского почерка». Шуток на этот счет много, но когда пациент приходит в аптеку с листком изуродованным латинскими каракулями становится не до смеха.
«Все аптечные базы, для удобства фармацевта, состоят из коммерческих названий препаратов, – рассказывает провизор, директор сети аптек Максим Зенковский. – Сейчас, прежде чем сказать посетителю есть у нас в аптеке нужное ему лекарство или нет, фармацевт должен прочитать состав, быстро прикинуть в уме, какие препараты могут ему соответствовать и только после этого искать их в базе. Учитывая то, что некоторые бланки практически не «читабельны», то эта работа может занять довольно много времени. Один человек с рецептом теперь может создать получасовую очередь на кассе».
Кроме того, новый порядок выписки лекарств практически снимает с врача ответственность за результат лечения, считают в Аптечной гильдии России.
«Дело не только в том, что заполнение рецептов стало громоздким и неудобным, – передает слова главы гильдии Елены Неволиной издание «Российская Газета». – Если пациент, дойдя до аптеки, забудет устные рекомендации врача по конкретной торговой марке, решать, какой именно из аналогов назначенного препарата он купит, будет уже не врач, а он сам и фармацевт. Ответственность за результаты лечения, таким образом, с врача снимается. Но ведь это неправильно – медикаментозную терапию, комбинации лекарств должен подбирать только доктор, который хорошо знает своего больного».
Самое интересное, что все эти откровенно вредительские правила придумывали не врачи и даже не чиновники от здравоохранения, а люди далекие от медицины – антимонопольщики. Таким образом они решили вставить палки в колеса фармкомпаний. Ведь ни для кого не секрет, что врачи, при своих мизерных зарплатах, часто соблазняются возможностью дополнительного заработка. Выпиши рецепт, который нужен фармпредставителю и получишь энную прибавку к зарплате. Чтобы подобного не происходило ФАС решило обязать врачей писать в рецептах названия вещества, а не лекарства. К чему это привело можно наблюдать уже сейчас.
Положительные отзывы инициатива антимонопольщиков получила, как это ни странно, только у пациентов.
«Я всегда просила писать в рецепте состав, чтобы по названиям компонентов выбрать себе лекарство по карману, – рассказывает пермячка Елена Платонова. – Если прийти в аптеку с рецептом, на котором написано название препарата, то провизор скажет, что можно купить тоже самое но только на 100-500 рублей дешевле. Поэтому меня больше устраивает новый порядок заполнения рецептов, когда я сама могу выбрать себе лекарство по составу. Кроме того, врач может не знать, что у меня есть аллергия на какие-то вещества, а я знаю. Увидев их в составе медикамента, я могу сразу об этом сказать и мне выпишут другой».
Так что поживем увидим, может не все так плохо, как всегда кажется поначалу. К тому же совсем скоро у врачей появятся электронные рецепты. А это значит, что им больше не придется по полчаса вписывать в бланк сложные латинские термины, а фармацевтам не надо будет разбираться в дебрях врачебных почерков. Все это сделает машина.