Два десятка подростков ежегодно кончают жизнь самоубийством в Прикамье. Чаще всего это юноши, которых воспитывали родные родители. Такова пугающая статистика минсоцразвития Пермского края. Как решить проблему детских суицидов, эксперты обсудили на комиссии по делам несовершеннолетних.
В аппарате уполномоченного по правам ребенка сообщили, что с прошлого года количество суицидальных попыток среди детей уменьшилось на треть, со 125 до 85 случаев. Но несмотря на все усилия специальных служб, число законченных самоубийств осталось практически неизменным. С начала 2013 года 18 юношей и девушек из Пермского края свели счеты с жизнью. В прошлом году за аналогичный период было зарегистрировано 20 таких случаев, так что разница не велика, тем более, что 2013 еще не закончился.
«Анализ обращений показывает, что как правило, есть три основные причины, по которым ребенок или подросток готов свести счеты с жизнью, – говорит руководитель «Детского телефона доверия» Вера Кожарская. – Первая – это взаимоотношения с противоположным полом, то есть неразделенная любовь. Вторая – это острые конфликты дома, например, развод родителей, жестокое обращение с ребенком в семье, либо жесткий конфликт подростка с родителями, когда его не понимают. И, наконец, третья ситуация, которая может загнать ребенка в угол – это так называемый буллинг, или преследование в школе со стороны сверстников. Чаще всего дети не видят конструктивного выхода именно из этих ситуаций».
Номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122. Кроме детей сюда могут обратиться их родители, педагоги, и люди, которые хотят помочь детям, оказавшимся в трудной ситуации. Всем обратившимся гарантируется полная анонимность.
Эксперты уверены, что решить эти проблемы можно, главное чтобы ребенок мог в любой момент обратиться туда, где ему помогут. К сожалению, сегодня такая возможность есть далеко не у всех детей.
«По нашим данным, более 2/3 детей на сегодняшний день не охвачены дистанционной психологической помощью, – продолжает Вера Кожарская. – При этом потребность в такой помощи возникает у всех без исключения детей и подростков в разные периоды их жизни и в различных ситуациях. Из тех обращений, которые сегодня поступают к нам, порядка 7% – это кризисные обращения, когда ребенок находится в состоянии сильнейшего стресса. Треть из них звонят нам, когда не видят другого способа решения своих проблем и начинают задумываться о суициде».
Недостаток психологической помощи детям и подросткам отмечает и уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. По словам детского омбудсмена, только треть образовательных учреждений края имеют в своем штате психологов или социальных педагогов. Центры социально-психологической поддержки работают всего в 13 из 48 муниципалитетов края. Когда подобные центры начнут работать во всех районах Прикамья, уполномоченный поинтересовался у министра краевого образования Раисы Кассиной. В министерстве пояснили, что в краевой казне для этого нет денег, на что уполномоченный ответил: «Когда речь идет о жизни детей, их здоровье как физическом, так и психическом, социальном благополучии детей ссылки на отсутствие средств в бюджете не только аморальны, но и незаконны».
По данным МВД России по Пермскому краю, из 18 подростков покончивших жизнь самоубийством, 15 воспитывались в кровных семьях, двое в замещающих семьях и один находился в государственном учреждении. Из них 14 человек юноши и только четыре девушки.
Но несмотря на отсутствие средств, в Пермском крае сегодня ведется большая работа по профилактике детских суицидов.
«В крае функционирует детский телефон доверия, который недавно начал работать в круглосуточном режиме, – рассказал нашему корреспонденту детский омбудсмен Павел Миков. – Стоит отметить, что наш телефон доверия имеет высшую категорию «А». На протяжении трех лет он является ресурсным центром Приволжского федерального округа по подготовке специалистов в области экстренной психологической помощи детям. Кроме того, у нас ежегодно проводится подготовка новых специалистов по выявлению детей, склонных к суициду. Но психологов все равно катастрофически не хватает».
Также наш собеседник отметил, что в образовательных учреждениях края регулярно работают психиатры и психотерапевты. Они проводят с детьми тренинги по формированию правильного отношения к жизни и стрессоустойчивости, которых очень не хватает современным детям. Однако основная проблема детских суицидов связана с отсутствием нормального общения между детьми и родителями. Подростки перестают чувствовать поддержку взрослых и не могут поделиться с ними своими переживаниями.
«Дети зачастую совершают самоубийства потому, что они утратили контакт с близкими людьми, то есть с родителями, – продолжает Павел Миков. – Получается, что все наши усилия сейчас направлены на обучения педагогов либо на самих детей. При этом с родителями работы практически не проводится. Поэтому было принято решение о создании в крае системы родительского образования: «Родительские университеты». Работать они будут на протяжении 2014-2017 годов. Одна из основных задач этой программы – профилактика суицидов среди детей».