Здоровье Каким воспитывали ‒ таким и вырос

Каким воспитывали ‒ таким и вырос

Воспитание ребенка напоминает процесс блуждания в темноте: никто не знает куда идти, но каждый уверен, что двигается в правильном направлении. Отчасти это верно, ведь двух одинаковых детей не бывает и к каждому нужен свой подход. Однако существуют заранее тупиковые дороги, которые точно не стоит выбирать. О них мы и поговорим в нашем материале.

Кумир семьи

Дети ‒ цветы жизни, которые нуждаются в постоянной заботе и внимании. Но если поливать цветы слишком часто, то их корни начнут гнить и они не смогут расцвести. Тоже самое происходит с семейным кумиром. На первый взгляд – это очень счастливый малыш. Его по-настоящему любят, более того – его боготворят. Стоит ему топнуть ножкой или показать на что-то пальчиком и родители сломя голову летят выполнять желания своего «домашнего божества». Ни о каких наказаниях или отказах не может быть и речь. Напротив, проступки и шалости могут ставиться в заслугу, как проявление неординарности. А любое, даже сомнительное достижение ребенка, возводится в культ и вызывает восхищение. Постепенно малыш привыкает к такой вседозволенности и чувству собственной исключительности. У него развивается неадекватно завышенная самооценка, он становится капризным, эгоцентричным и нетерпеливым.

«Первые проблемы с детьми-кумирами появляются уже в детском саду, – говорит семейный психолог Евгения Спивак. – Им сложно адаптироваться к коллективу. Они не понимают, почему лучшие игрушки достаются другим, почему надо ложиться спать днем и так далее. При этом, опережая сверстников в запросах, они отстают от них в навыках самообслуживания: не могут самостоятельно сходить на горшок, помыть руки, а порой не умеют держать ложку. В школе проблем становится еще больше. Привыкшие к тому, что им все достается просто так, эти дети не хотят и не умеют добиваться успехов в учебе».

Но самое страшное в кумирах это их неумение любить, считает психолог. С детства они привыкают брать и ничего не отдавать взамен. Из-за этого им сложно выстраивать нормальные отношения с людьми и они часто остаются одинокими. При этом в своих неудачах они будут винить окружающих и, в первую очередь, родителей. Они никогда не смогут признаться, что проблема кроется в них самих.

Гиперопека

Этот стиль воспитания очень похож на предыдущий. Но если кумир семьи привыкает к вседозволенности, то гиперопекаемый ребенок живет в золотой клетке. Родители делают все, чтобы уберечь его от «злого и враждебного мира». Его всегда тепло одевают, чтобы он не простыл, следят, чтобы он не уставал, кормят с ложечки и так далее. В школу его до старших классов водят за руку, говорят, во что ему одеваться и с кем дружить. При этом члены семьи уверены, что они выращивают будущего гения. Вся его жизнь продумана до мелочей и на всем его пути заранее «постелена солома».

Но на деле вместо гения получается не приспособленный к жизни иждивенец. Такие люди не самостоятельны, безответственны, застенчивы, пассивны и очень чувствительны к неудачам. Они не умеют справляться с трудностями, им гораздо удобнее, когда за них все решают и говорят, что делать. По сути, они остаются детьми на всю жизнь и до старости висят на шее у любящих родителей.

Гипоопека

Это полная противоположность двум предыдущим моделям. В данном случае ребенок предоставлен сам себе и растет как ковыль. Родители обращают на него внимание только по необходимости, например, когда ему надо купить новую одежду, потому что старая вот-вот превратится в лохмотья. Ему не дарят подарков, не занимаются его образованием, он не получает ласки и любви, в которых нуждается. Дети из таких семей часто выглядят как бродяжки: грязные, одетые в рваную одежду, постоянно болтаются на улице. Нередко у них наблюдается задержка в развитии.

«Данная форма воспитания характерна для неблагополучных семей, ‒ продолжает Евгения Спивак. ‒ Дети в них обделены родительской любовь. Они ощущают себя несчастными, ненужными, лишенными чего-то важного. Их можно сравнить с бродячими собаками, готовыми пойти за любым человеком, который проявит к ним участие и приласкает их. Чаще всего из них вырастаю неуверенные в себе люди с низкой самооценкой. Они ни к чему не стремятся, ничем не интересуются, что называется, плывут по течению. Их часто используют в своих целях различные криминальные структуры. Девушки, воспитанные в таких условиях нередко оказываются на панели или пополняют ряды матерей одиночек. Молодые люди страдают от различных зависимостей, вплоть до тяжелой наркомании».

Воспитание подарками

Этот стиль можно рассмотреть как частный вариант гипоопеки, который встречается в обеспеченных и внешне благополучных семьях. Родители всецело поглощены работой и у них просто не остается времени, чтобы уделить внимание малышу. Из-за этого они испытывают чувство вины и пытаются компенсировать свое отсутствие дорогими подарками. Но беда в том, что для ребенка ценность вещей не имеет значения и он готов отдать все свои игрушки, за прогулку с папой или за мамин поцелуй на ночь.

Дети, от которых все время откупались подарками, вырастают несчастными. Они нигде не находят себе места, потому что с детства чувствуют себя ненужными. У них не возникает чувства привязанности к людям, потому что они не знают каково это ‒ быть любимыми. Нередко они мстят свои родителям, сдавая их в дома для престарелых.

Воспитание по типу Золушки

Сказка про Золушку – яркий пример того, как не стоит воспитывать детей, если вы не хотите чтобы они сбежали из дома. Тем не менее многие уверены, что держать ребенка в черном теле с младых ногтей – это лучший способ сделать его трудолюбивым и приспособленным к жизни. Золушку с малолетства нагружают работой не по возрасту. От нее требуют подчинения, хорошей учебы и постоянно сравнивают с другими, более успешными сверстниками. Стремясь угодить родителям малыш пытается предупредить их желания и максимально соответствовать идеалу. Но даже за самые высокие достижения его не удостаивают награды. Зато наказывают по любому поводу. Это воспитание кнутом без пряника. Сначала оно взращивает в маленьком человеке чувство вины, за то что он не умеет себя вести как хорошие дети. Позже эта вина перерастает в комплекс неполноценности.

Из золушек вырастаю пугливые, завистливые, не способные к творческому мышлению личности, с выраженными суицидальными наклонностями. При этом, вопреки ожиданиям воспитателей, золушки не бывают трудолюбивыми. Ведь им с детства внушили, что любая инициатива наказуема. Повзрослев многие из них начинают мстить родителям, не уделяют им внимания и вообще забывают об их существовании. Кроме того, люди воспитанные по этой системе часто имеют выраженные психические расстройства.

Авторитарный стиль

Второе название этого типа воспитания ‒ «ежовые рукавицы» и оно говорит само за себя. Ребенок в такой семье ‒ это бесправное и безголосое существо, которое обязано беспрекословно выполнять приказания взрослых. Любая попытка бунта душится на корню. Даже самая незначительная провинность жестоко наказывается. При этом родители не брезгуют рукоприкладствовать и нередко срываются на детях злобу.

Возможны два результата такого воспитания. В первом и наиболее вероятном случае общество получит трусливого, безынициативного и безвольного человека, который способен только подчиняться. В глубине души он будет ненавидеть себя за это и ненавидеть тех, кто им помыкает. Но психологические барьеры выстроенные родителями никогда не позволят ему в открытую заявить об этом или проявить агрессию.

Второй вариант встречается реже. Из «ежовых рукавиц» вырастает озлобленный на весь мир, но не сломленный человек с ярко выраженными бунтарскими чертами. Сердце его не знает сострадания или сочувствия. Благодаря внутреннему стержню такие люди могут добиться успеха и финансового благополучия, занять высокое положение в обществе, однако они редко становятся счастливыми в семейных отношениях.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем