К борьбе с пьянством за рулем подключился Минздрав РФ. Ведомство предлагает отправлять нетрезвых виновников ДТП на принудительную реабилитацию. Вместе с тем наркологи уже сейчас отмечают снижение количества пьяных водителей. К чему может привести инициатива Минздрава, читайте в материале Doctor.59.ru.
Законопроект о принудительном лечении любителей пьяной езды Минздрав разработал в рамках программы снижения смертности на дорогах, которой сейчас заняты все профильные ведомства. В обоснование своего предложения министерство Вероники Скворцовой приводит статистические данные за 2013–2014 годы. Цифры неутешительные: в прошлом году количество ДТП с участием пьяных водителей увеличилось на 21% и достигло 16,5 тысячи случаев. В этих авариях погибло свыше трех тысяч человек – на 47% больше, чем годом ранее, еще 23 тысячи получили ранения и травмы.
«Статистические сведения указывают на необходимость принятия дополнительных мер, направленных на сокращение числа случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – В этой связи проект федерального закона предусматривает возможность при назначении наказания за совершение правонарушений или преступлений в области дорожного движения лицу, управлявшему транспортным средством в состоянии опьянения, возлагать на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую реабилитацию в связи с употреблением вызывающих опьянение веществ».
Решение о направлении на диагностику и лечение будет принимать суд. Коснется это всех водителей, пойманных в пьяном виде, даже если они никого не сбили и ни в кого не врезались. Кроме того, принудительная реабилитации будет присуждаться дополнительно к уголовной ответственности, а не заменять ее. То есть осужденный, помимо исправительных работ, обязуется пройти диагностику и, при необходимости, лечение от алкоголизма, наркомании и токсикомании. Однако здесь могут возникнуть трудности, так как перечисленные заболевания придется доказать.
«Поставить диагноз алкоголизм или наркомания врач может только после обследования и наблюдения за пациентом, – рассказывает главный нарколог Перми Лариса Юркова. – В процессе наблюдения специалист должен понять, систематически ли человек употребляет спиртное или нет. Но и тут есть нюансы, потому что можно регулярно выпивать, но не быть алкоголиком».
Вместе с тем врачи отмечают, что уже сейчас количество любителей садиться за руль во власти «зеленого змия» заметно сократилось. Специалисты связывают это с введением уголовного наказания за вождение в нетрезвом виде.
«Инспекторы ДПС стали отмечать любопытный факт: пьяных почти не стало, во всяком случае попадаться почти перестали тем единичным экипажам, что находятся на линии, – сообщает в своем блоге психиатр-нарколог Павел Поляков. – Судьи уже начали выносить решения по новому закону, и страх наказания все-таки мотивирует не садиться за руль выпивши. Насколько это продлится – вопрос открытый».
Несмотря на это эксперты считают, что мера о принудительном лечении может еще больше повлиять на ситуацию. «Действия правительства в этом вопросе вполне объяснимы и адекватны ситуации, – считает автоюрист Александр Сухов (имя и фамилия изменены по просьбе собеседника. – Прим. ред.). – Практика показывает, что ужесточение наказания всегда действует на водителей отрезвляюще, во всех смыслах. Пока не было уголовной ответственности каждое третье обращение к нам было связано с вождением в нетрезвом виде. Причем приходили одни и те же люди – факт систематического нарушения закона и употребления алкоголя налицо. Сейчас ситуация меняется, судьи стали строже, есть уже первые наказанные, но заядлые любители выпить и поехать остались. Может после лечение наконец одумаются».
Напомним, с 1 июля 2015 года управление автомобилем в состоянии опьянения стало уголовно наказуемым преступлением, которое карается штрафом от 200 до 300 тысяч рублей, исправительными работами, либо лишением свободы на два года. При этом, двумя годами ранее президент подписал указ об отмене так называемого «нулевого промилле». Действующее законодательство допускает минимальное содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе на уровне 0,16 мг/л, что примерно равняется 0,3 промилле.
Законопроект о принудительном лечении пьяных виновников ДТП проходит этап общественного обсуждения. Ознакомиться с полным текстом документа и оставить свой отзыв можно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.