Эксперты НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова под руководством онкогенетика Евгения Имянитова попытались разобраться в природе рецидива онкологических заболеваний при раке яичников, передает «Меддейли». Анализу подвергли ткани удаленных опухолей после двухмесячной терапии цисплатином и выяснили, что ткани вторичных опухолей заведомо не могли отвечать на лечение цисплатином.
Оказывается, устойчивые к терапии клетки существовали еще в исходной опухоли, но в малых количествах. За два месяца терапии погибала основная масса опухоли, а освободившееся пространство моментально занимали устойчивые к цисплатину клетки – те, что до лечения были представлены единичными экземплярами.
– По-видимому, в опухоли сосуществуют разные типы клеток, и у них своя иерархия. Это шок, – комментирует член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела биологии опухолевого роста НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова Евгений Имянитов, – потому что до этого момента логика была простой: нужно взять опухолевую клетку и изучить ее для выбора оптимального «оружия». А получается, что опухоль напоминает собой целый орган, то есть она регулирует себя намного тоньше, чем нам до этого казалось.
Российские ученые пришли к выводу, что в опухоли есть два типа клеток: одни не имеют устойчивости к лечению, но поначалу выигрывают в скорости роста и поэтому по большей части формируют опухолевую массу; другие изначально обладают резистентностью, то есть устойчивостью против будущего препарата.
Фото: Олег Каргаполов