В Пермском федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии имени С. Г. Суханова на международном симпозиуме собрались врачи со всей России. У них есть два дня, чтобы обсудить и применить на практике современные подходы к хирургическому лечению патологии аорты. Рассказывает и показывает американский хирург Джозеф Коселли. В планах дня две операции: лечение аневризмы дуги аорты и торакоабдоминального отдела аорты. На первой операции побывали и журналисты 59.ru.
— Мы пригласили Джозефа Коссели, чтобы увидеть новые подходы к хирургии аорты, — рассказывает заместитель главврача по медицинской части Андрей Марченко. — Профессор Коселли — это хирург номер один в мире по торакоабдоминальной аорте. В России много кардиохирургических центров, где оперируют на аорте. Операции на восходящей аорте, дуге аорты — это освоенные технологии. А операция на торакоабдоминальном отделе аорты — другое дело. Аорта, от ключицы и до ног, отдает множество веточек, чтобы питать кишечник, почки, другие органы. И чтобы заменить эту аорту, нужно пересадить все эти веточки и защитить все органы.
Обе операции непростые. Но на счету Коселли уже десять тысяч операций на аорте и более трех с лишним тысяч операций по лечению торакоабдоминальных аневризм аорты. Для сравнения: в российских клиниках таких операций делают десятки в год, Коселли же — до трехсот в год. На сегодня у хирурга самый большой в мире опыт в отношении лечения патологий аорты.
— В Америке такие операции проводят по тем же технологиям, что и в России, но есть небольшие отличия, — рассказывает Джозеф Коселли. — Даже в США в зависимости от города и от штата иногда меняется способ. Я уверен, что в России происходит так же. Мы, собственно, и приехали, чтобы поделиться деталями, влияющими на благополучный исход.
Аорта у пациента на первой операции расширена, есть риск разрыва в ближайшее время. Чтобы избежать летального исхода, хирурги устраняют расширенную часть корня аорты и ставят протез, при этом сохраняют собственный клапан сердца. В результате использования такой технологии пациенту не придется принимать много лекарств. Название метода — «операция Дэвида».
— Очень быстро аневризмы аорты не развиваются, они растут постепенно. Критический момент — расширение до шести сантиметров. При таком размере аорты риск разрыва в течение года — порядка 50%, — рассказывает нашему корреспонденту новосибирский кардиохирург Максим Ляшенко.
К слову, причины для разрыва аорты бывают разные. Первая — если человек родился с так называемым синдромом Марфана. У таких людей нарушено формирование различных органов, и, в том числе, возможны патологии стенки аорты. Если не лечиться, разрыв аорты наступает еще до 35 лет. Вторая причина банальная, это неправильный образ жизни. Как правило, риск разрыва аорты в таком случае появляется после 60 лет.
— Не курите! Если есть диабет, не запускайте. Также нельзя допускать ожирение. И главное — выбирайте своих родителей, — смеётся Коселли. — Самое важное — это генетика.