В Прикамье за последнее время зафиксировано несколько случаев нападения змей на человека. В Перми гадюки не нападают, но от укусов пострадали двое жителей ближайших населенных пунктов — Добрянки и Кукуштана. Также случаи фиксировались в крае — в городе Кунгуре. При этом жители пожаловались на то, что не во всех больницах есть противозмеиная сыворотка. Мы поговорили с токсикологом, заведующим отделением токсикологии в МСЧ № 9 Михаилом Вишневецким о том, как правильно должна оказываться помощь при нападении змеи.
По данным скорой помощи, в июне было зафиксировано два случая нападения гадюк — в Добрянке и Пермском районе. Во втором случае мужчина был доставлен в единственное отделение токсикологии в МСЧ.
По словам заведующего отделением Михаила Вишневецкого, всего с начала сезона к ним поступило семь человек, включая мужчину из Пермского района. Однако большинство обращений было в мае, когда было тепло. В жару змеи выползают с гористой местности туда, где прохладнее — в траву или водоемы.
После публикации информации о нападениях жители запереживали: по их словам, противозмеиная сыворотка есть не везде. Так, о такой ситуации написала жительница Кунгура и отметила, что при укусах в местной больнице ставят капельницы для снятия интоксикации.
— Если человек не успел выдавить яд — ничего страшного, главное — к врачу вовремя обратиться. И неплохо будет, если в этом ЛПУ имеется противозмеиная сыворотка, — говорит Михаил Вишневецкий. — Она должна быть во всех районных больницах! У нас не массовые укусы, в большом запасе этой сыворотки нет необходимости. Но хотя бы две-три дозы иметь надо.
Если вас укусила змея, врач советует сразу же обратиться в ближайшую больницу. Уже там решается вопрос о необходимости перевода в отделение острых отравлений в МСЧ № 9, а если транспортировка будет не нужна — токсикологи из Перми всегда готовы дать консультацию.
После укуса появляется боль и жжение, в месте укуса змеиный яд сохраняется не более минуты, потом уходит по лимфатическим путям. Яд вызывает некроз белка, продукты распада накапливаются в ране. Именно поэтому нельзя накладывать жгуты на место укуса. После снятия повязки все продукты распада попадают в кровь — это может закончиться анафилактическим шоком (аллергической реакцией, при которой возникает резкая боль, сильный отек, припухлость и краснота в месте укуса. — Прим. авт.). По словам врача, к нему приходил пациент, который продержал жгут на пальце около двух часов, после этого фаланга пальцев отпала.
— Если человек не обращается после укуса змеи к врачу, то процесс восстановления может затянуться — это с учетом приема лекарств, — предупреждает Михаил Вишневецкий. — А если человек не принимает препараты, то из-за этого могут пострадать любые органы, неважно, болели они раньше или нет. Кроме того, может начаться эндотоксикоз (осложнения заболеваний, связанные с нарушением гомеостаза из-за накопления в организме токсических веществ. — Прим. авт.), пострадает печень. Когда люди обращаются в больницу в первые 6–8 часов, то, например, у нас они лежат от 4 до 7 дней и всё.
Кроме рекомендации не накладывать жгут врач отмечает ещё несколько не: не разрезать рану, не прижигать и не двигать конечностью, в которую укусила змея.
Ранее мы рассказывали, почему в центре Перми начали роиться пчелы.