Зайдите в любую прикамскую поликлинику — и вы почти наверняка увидите очередь хотя бы у одного из кабинетов. Есть бумажный талончик или вы записались на определенное время на сайте «К врачу»? Это совсем не гарантирует, что вы быстро попадете на прием.
Сразу несколько читательниц 59.RU пожаловались, что им пришлось подолгу сидеть в очередях к участковому терапевту и педиатру (в последнем случае — с ребенком), хотя они заранее записались и пришли, как было назначено. По словам пермячек, толпа собиралась, так как врачи не успевали принимать пациентов по графику: запись шла через каждые десять минут, а люди задерживались в кабинете дольше.
— Одни кашляют, другие чихают, а ты сидишь и ждешь, — возмущенно рассказала одна из читательниц. — И уйти не можешь, потому что прием у врача пропускать нельзя.
Сколько времени терапевтам и педиатрам выделяют на прием одного пациента и почему в поликлиниках скапливаются очереди? Подробный комментарий по этому поводу нам дали в Минздраве Прикамья.
Что прописано в нормативах
Для начала официальная информация — что прописано в российском законодательстве.
Время, которое участковый терапевт должен тратить на прием одного пациента, регламентирует приказ Минздрава России от 02.06.2015 № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога».
По нормам, на прием одного пациента в связи с заболеванием участковому терапевту или педиатру выделяют 15 минут. Этого времени должно хватать «для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи», в том числе — на оформление медицинской документации.
На повторное посещение пациента времени отводится меньше: 70–80% от нормы первичного приема (то есть от 10,5 до 12 минут).
Если пациент приходит с профилактической целью, то врач должен на него потратить 60– 70% времени первичного приема (от 9 до 10,5 минуты).
— Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, а также оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, — уточнили в Минздраве Прикамья.
Другими словами, при первичном осмотре на заполнение карточки (на компьютере, в электронном виде) врач может потратить 5 минут с небольшим.
Предварительно записанных пациентов терапевт должен принимать, используя систему электронной очереди (если она есть в больнице). Прием пациентов без предварительной записи, согласно закону, должен проводиться в отдельном кабинете.
Почему слишком мало времени между приемами
Несмотря на норматив в 15 минут, на деле промежуток между двумя пациентами может быть меньше. Это легко заметить, даже не приходя в поликлинику. Мы наугад открыли страницы нескольких участковых терапевтов Прикамья на сайте K-vrachu.ru. У каждого из них в графике одного рабочего дня нашлись записи с разницей в 10 минут.
В региональном Минздраве такое расхождение объяснили несколькими факторами.
— Нормативы, закрепленные в приказах Минздрава РФ, носят рекомендательный характер, — прокомментировали в пресс-службе министерства. — Поэтому в каждой медицинской организации приказом главного врача определяется порядок записи на прием к врачу (с учетом как приказов Минздрава, так и федеральных нормативов).
По данным краевого Минздрава, на продолжительность приема может повлиять тот факт, работает врач вместе с медсестрой или в одиночку. Кроме того, при составлении графика администрация поликлиники учитывает корректирующие коэффициенты:
плотность прикрепленного населения (соотношение количества людей и размера участка);
уровень заболеваемости;
доля лиц старшего возраста на участке;
процент неявки записанных пациентов.
В зависимости от этих коэффициентов поликлиники могут менять продолжительность приема пациентов.
— В информационной системе в расписании указано время как первичного, так и повторного приемов, — уточнили еще один момент в Минздраве Прикамья. — Планирование повторных приемов является прерогативой специалиста — пациента на повторный визит врач записывает самостоятельно. Время повторного приема всегда короче первичного, поскольку пациент уже обследован и осмотрен, производится корректировка лечения.
Одной из причин очередей у медицинских кабинетов Министерство здравоохранения также назвало пациентов, которые пришли без записи. По правилам, они должны идти не к участковому терапевту, а в кабинет доврачебной помощи. В крупных поликлиниках также есть кабинеты неотложной помощи и выдачи справок и направлений.
— Такая организация амбулаторной помощи и была внедрена с целью минимизации очередей, — сообщили в пресс-службе Минздрава Пермского края. — По этой же причине неотложная помощь на дому оказывается специальными бригадами, которые занимаются исключительно выездной работой. Кроме того, в медорганизациях для пациентов с симптомами ОРВИ организован прием в кабинетах неотложной помощи, имеющих отдельный вход. Это сделано для разделения потоков пациентов и минимизации рисков инфицирования.
Наконец, во время эпидемий и сезонных подъемов заболеваемости нагрузка на врачей становится выше. Некоторые из них сами заболевают, пациентов делят между оставшимися специалистами, что еще больше увеличивает эту самую нагрузку.
Куда жаловаться на очереди и долгое ожидание
Если вы записались к врачу, но не можете попасть на прием, пожаловаться можно в администрацию поликлиники или в свою страховую организацию (ее название указано на полисе).
Ранее мы разбирались, начнут ли в Прикамье снова брать повторные мазки на ковид перед выпиской с больничного. А также рассказывали, когда, по прогнозам медиков, в регионе ожидается резкий подъём заболеваемости коронавирусом.