В Пермском крае уже много лет количество ВИЧ-положительных жителей исчисляется в десятках тысяч. И это только по официальным данным. Вероятность зависит от сознательности двоих — инфицированного и его контакта. В этом материале вместе с заместителем главного врача по медицинской части СПИД-центра Оксаной Миковой мы расскажем, что делать человеку, который вступил в опасный контакт с ВИЧ-положительным. Избежать заражения шансы есть.
У ВИЧ-инфекции есть несколько стадий. Инкубационный период с момента заражения до клиники / выработки антител длится порядка трех недель, но может затянуться до года. В этот период антитела к ВИЧ не видно в анализах. В острой стадии у 30–50% зараженных появляется лихорадка, лимфаденопатия, сыпь на лице и туловище, иногда на конечностях, миалгии или артралгии, диарея, головная боль, тошнота и рвота, увеличение печени и селезенки, неврологические симптомы. Уже на этой стадии могут развиваться вторичные заболевания, приводящие к смерти. Концентрация вируса в крови высока, поэтому велик риск передачи. Субклиническая стадия в среднем длится 5–7 лет (может от 1 до 8 лет, иногда более), кроме лимфоаденопатии, клиники нет. В это время ВИЧ развивается, и снижается количество CD4-лимфоцитов в крови. На стадии вторичных заболеваний появляются инфекционные и онкологические болезни.
По данным на 27 февраля, на территории Прикамья проживает 32 501 человек с ВИЧ-инфекцией, 509 из них — с тяжелым иммунодефицитом. Пятеро находятся в терминальной стадии, то есть у них присоединяются необратимые вторичные заболевания, не помогает антиретровирусная терапия, и человек умирает в течение нескольких месяцев.
Антиретровирусная терапия (АРТ, АРВТ) — метод терапии ВИЧ-инфекции, при которой регулярно принимают два и более противовирусных препарата. Они снижают концентрацию вируса в крови до минимального уровня, а значит и уменьшают риск присоединения вторичных заболеваний. В таком случае иммунитет способен восстановиться до той степени, чтобы организм самостоятельно боролся с большинством заболеваний.
Большинство зараженных скрывает свой статус, и не все из них принимают терапию. Но не всегда после опасного контакта вы заразитесь. Можно провести постконтактную профилактику. Чаще она необходима медицинским работникам, у которых встретиться с зараженными шансов больше, но доступна профилактика и для всех остальных.
Таблетки можно купить по рецепту
Если медработник, например, укололся шприцем после укола ВИЧ-инфицированному, составляется акт о происшествии и выдаются три препарата, которые первый раз нужно успеть выпить за 72 часа после контакта (позже не имеет смысла) и принимать месяц. Также пострадавшие встают на учет в СПИД-центре и сдают кровь на ВИЧ и гепатиты. По истечении 6 месяцев с учета снимут, но только при отрицательном анализе.
— Точно такую же профилактику можно провести при бытовом контакте. Разница только в том, что в этом случае медучреждение не предоставляет лекарства для профилактики. Пострадавший приходит в СПИД-центр на консультацию к инфекционисту, получает рецепт и покупает препараты в аптеке, — предупредила врач.
В промежутке между контактом с инфицированным и посещением врача имеет смысл обработать место контакта. На открытых ранах это делается спиртовым раствором, а для влагалища или полового члена используют мирамистин или любой другой катионный антисептик.
Но отметим, если зараженный партнер не принимает АРВТ, то пить противовирусные препараты всё равно придется. Если же зараженный партнер подавил вирусную нагрузку терапией, то достаточно будет обработки места контакта — раны или гениталий.
Перинатальная и другая профилактика
Эффективность постконтактной профилактики, по словам врача, достаточно высокая:
— Заражения медицинских работников после контакта и профилактики не встречалось, хотя аварийные ситуации происходят достаточно часто. Что касается бытовых контактов, то здесь мы отследить не можем, — объясняет 59.RU Оксана Микова. — Самый большой риск — при постоянном половом контакте с человеком без подавленной вирусной нагрузки. При разовых контактах всё зависит от целостности слизистой, местного и общего иммунитета.
Также существует перинатальная профилактика, благодаря ей даже зараженная женщина может родить здорового ребенка. Для этого нужна химиопрофилактика — это когда женщина во время беременности принимает специальную терапию, во время родов ей ставят препараты, и уже ребенку после рождения месяц дают специальный сироп, при этом ребенок не пьет молоко матери. Шансы заразить малыша ниже, даже если женщина не пила таблетки во время беременности, но ей провели химиопрофилактику в роддоме, а ребенка отлучили от груди и начали давать ему препараты.
В дискордантных парах (когда болен только один. — Прим. ред.) здоровый партнер порой идет на доконтактную профилактику. То есть на постоянной основе принимает противовирусные, чтобы не заразиться во время секса с инфицированным партнером.
На 1 июля 2022 года в крае было 45 039 зараженных ВИЧ-инфекцией, сейчас, напомним, официально положительный статус у 32 501 человека. Зараженных стало меньше в связи со смертностью и отъездами из региона. Также, по уточнению Оксаны Миковой, в статистику вошли зараженные из колоний. Предполагаем, что часть из них могут служить в ЧВК «Вагнер».
Часть зараженных отказываются от АРВТ даже при официально подтвержденном ВИЧ-статусе. Ранее мы разбирались, что за люди противятся препаратам, чем мотивируют свой отказ и как с ними работает СПИД-центр.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.