Госдума РФ приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Одна из принятых поправок упразднит 38-ю статью закона «О службе по защите прав людей с психическими нарушениями» — по факту единственный существующий независимый институт, фиксирующий нарушения в психоневрологических интернатах и психиатрических больницах. Первая такая служба начала работать в Нижегородской области в 2020 году.
Директор пермского фонда «Дедморозим» Надежда Ли, которая также опекун и попечитель семи сирот с инвалидностью — выпускников интернатов, рассказала 59.RU о том, что всё это значит, почему это ограничивает свободу подопечных психоневрологических интернатов и что фонд собирается делать. Публикуем ее мнение в авторской колонке.
Как закон «О психиатрической помощи» в случае принятия повлияет на нашу работу?
Поправки ограничат и без того скудные возможности по переводу людей с инвалидностью на сопровождаемое проживание, то есть шансы на обычную жизнь вместо пожизненного заключения в интернате. Сложнее будет находить тех, кто мог бы с поддержкой жить сам. Еще тяжелее добиваться разрешения на это. Сейчас нам удалось таким образом вернуть будущее двум десяткам ребят с инвалидностью, а нужно — тысячам.
Хотя в Пермском крае ситуация в психоневрологических и детских интернатах лучше, чем в среднем по России. Потому что в региональном правительстве пока еще есть профессионалы, которые понимают важность защиты прав людей с инвалидностью и пользу от этого для всех. Но главное, потому что здесь есть десятки тысяч человек, которые уже поддерживают ребят из интернатов, в том числе личным участием и пожертвованиями из своих собственных средств.
Поэтому главное последствие принятия поправок для нас — нужно будет тратить еще больше сил, времени, нервов и денег на решение проблем людей с инвалидностью. Просто из-за слов на бумаге, которые пришло в голову принять депутатам.
Какие инициативы мы выдвигали, чтобы закон не нарушал прав наших подопечных?
Вместе с коллегами из Альянса профессиональных организаций, поддерживающих детей и взрослых с психическими нарушениями, «Ценность каждого» мы поддерживали закон о распределенной опеке. В отличие от принятых поправок, он разрешал людям в интернатах иметь несколько опекунов — родственников, сотрудников благотворительных фондов, а не только директора учреждения. Это позволяло сохранить его связи с семьей, защитить права, дать ему больше самостоятельности.
Вместо этого без какого бы ни было обсуждения с профессионалами появились поправки в закон о психиатрической помощи. Всего за несколько дней до голосования. И они не только не улучшали и без того бесправное положение ребят с инвалидностью в интернатах, а еще и ухудшали его. Всё, что можно было успеть в такие сроки, — показать принимающим решения, что люди против.
Поэтому появилось письмо с разъяснениями последствий, которое уже подписали десятки тысяч человек и более сотни организаций. Каждый может сделать то же самое и увеличить шансы на то, что на поправки будет наложено вето. А еще рассказать другим в рамках флешмоба #МыНеПринимаем.
Как будет складываться ситуация с интернатами и их подопечными?
Сейчас слишком большая развилка, которая зависит от того, примут ли закон окончательно. И даже если да, то как он будет применяться.
Поправки, против которых выступают тысячи россиян и российские НКО, в частности, вводят неоправданные и противоречащие Конституции ограничения, дают право на цензуру переписки, на запрет принимать посетителей, владеть и пользоваться телефоном. Эти ограничения не оправданы здравым смыслом и создают серьезные препятствия для защиты прав проживающих в интернатах.
В худшем случае государство абсолютизирует свое право управлять жизнями людей с инвалидностью. По сути, сделает их собственностью интернатов. Каждый может примерить это на себя. Представьте, что в вашем доме живет какой-то директор-чиновник, который решает, что и когда вам есть, с кем общаться, когда просыпаться и ложиться спать или даже сходить в туалет. Еще он может вас связывать или запирать в ванной на любой срок. А вы отдаете ему за это 75% своего дохода.
В лучшем случае на закон будет наложено вето, в Пермском крае и других регионах появятся службы защиты прав людей в интернатах. Они выявят проблемы, для решения которых уже нельзя будет обойтись без распределенной опеки и других современных форм поддержки ребят с инвалидностью. С их принятием и после тяжелой работы сообщества профессионалов при поддержке неравнодушных людей сотни тысяч россиян смогут жить не в интернатах, а как все.
Какие конкретные шаги мы будем предпринимать, чтобы добиться создания в Пермском крае независимой службы защиты прав людей в интернатах?
Мы проанализируем успешный опыт работы такой службы, организованной нашими коллегами в Нижегородской области. Адаптируем его под потребности людей с инвалидностью в Пермском крае, основываясь на их мнении и знаниях профессионалов. Подготовим аргументированное предложение о ее создании, с обоснованием полезности для всех жителей региона и пошаговым описанием процесса работы. Представим его правительству и губернатору Пермского края, а главное — всем землякам. Если мы убедим достаточное число пермяков в необходимости такой службы, она неизбежно будет создана.
Согласны с автором?
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.