Читательница 59.RU после непростых отношений отправилась к бесплатному психотерапевту. Да, такое бывает — врач действительно принимает по ОМС. Девушка рассказала, как устроено бюджетное лечение психического здоровья, и чем оно отличается от приемов в кабинетах частных специалистов.
Бесплатную психотерапевтическую помощь можно получить в специализированных медучреждениях. Например, в Перми это Краевой психотерапевтический центр на Горького, 75. Начало наблюдения аналогично тому, что в многопрофильной поликлинике — чтобы завести карту, нужно предоставить полис ОМС и паспорт. В этом учреждении принимают именно психотерапевты, то есть специалисты, которые занимаются лечением пограничных расстройств в основном при помощи терапии, медикаментозное лечение в данном случае является лишь дополнительным методом. Психиатры же занимаются тяжелыми психическими расстройствами при помощи медикаментов. Они принимают в диспансере на Петропавловской, 74.
Далее — от первого лица.
— Полагая, что ситуация у меня крайне тяжелая, изначально я отправилась к психиатру в диспансер на Петропавловскую. В коридоре о своей записи сначала нужно было сообщить регистратору, чтобы тебя направили в нужный кабинет. Отношение к пациентам там отличается — администратор будто заранее готовится к тому, что к нему обратиться человек с серьезными отклонениями — разговаривает и смотрит пренебрежительно.
Зато на прием я попала к девушке-психиатру, уже в кабинете было ощущение, что я нахожусь в недорогой, но всё же частной клинике. Нет, ремонт и обстановка там плохие, дело в отношении! Вежливая девушка выслушала меня и сказала, что у психиатра мне пока делать нечего — нужен психотерапевт. Также врач сказала, что, несмотря на официальную запись на прием, не будет вносить мое имя в базу, где было бы видно, что я пациент психиатра. Это было сделано, чтобы на приемах по другим проблемам врачи относились к моим переживаниям серьезно, а не списывали всё на психические расстройства. Я счастливая выбежала из отделения психиатрии, было чувство, что я сдала экзамен на 5.
База — это собранная документации в электронном виде, доступная для врачей других медучреждений. Отметка у психиатра не повлияет ни на что, кроме личного отношения других специалистов.
Попасть к психотерапевту в Краевой психотерапевтический центр (находится на Горького) оказалось сложнее. Если к психиатру я записалась через приложение «К врачу», то здесь пришлось звонить. Делать это нужно с восьми утра, только в таком случае можно урвать свободное окошко. При этом запись ведется исключительно за две недели. Например, если вы позвонили первого числа с желанием записаться на 14-е, но не успели занять окно, на 15-е вас уже не запишут — придется звонить завтра.
День первого приема совпал с очередным событием, связанным со спецоперацией, поэтому на прием я просто «летела», но со слезами на глазах. На душу навалилось всё, и хотелось поскорее сбросить груз.
Прием длился всего час. И если когда-то у частного специалиста я сидела до победного, пока не «выйду» из сеанса, не сделаю выводы, то тут время было реально ограничено и врачу пришлось меня перебивать — тогда многим хотелось поделиться. Помимо расспросов по типу «когда это началось?», «какие отношения с отцом?» и прочей классики, врач посоветовала книги и фильмы, чтобы я смогла посмотреть на свою проблему со стороны. Врач уточнила, готова ли я пить антидепрессанты, предупредила о привыкании в первые две недели и вероятных побочках. На понимание: у меня нашли неврастению, подтвердили повышенную тревожность, панические атаки и манию преследования. То есть антидепрессанты назначают не только при депрессии. Я это знала, поэтому предложение врача меня не удивило. Мне выписали рецепт. Это был последний часовой прием в Краевом центре, на остальных встречах специалист не занималась мной настолько долго.
Следующая встреча состоялась через неделю после начала приема таблеток — врачу нужно было посмотреть на мое состояние и, в случае негативных реакций, назначить другую терапию. Мне повезло — таблетки подошли идеально. В первый день приема разносит на кусочки — ты совсем не контролируешь мысли, и кажется, что все плохо, и выхода из этого «плохо» нет. На следующий день это проходит, около двух недель просто хочется спать днем и наблюдать за людьми без взаимодействия с ними.
Второй и все последующие приемы длились не более 15 минут, раз в два месяца я просто приходила за рецептами. Во время таких приемов врач всегда интересуется самочувствием, и если ничего менять не нужно, выписывает все те же таблетки в той же дозировке.
На одном таком контрольном приеме врач предложила пройти ЭПО-тест, чтобы помочь пермским психотерапевтам, которые то ли проводят исследование, то ли для статистики — не помню. Записываться на этот тест нужно дополнительно, проходит он в два этапа с другим специалистом. В первый день ты отвечаешь на несколько сотен вопросов о своих реакциях на те или иные раздражители и прочем. Во время второй части теста проверяют твою память, внимательность и восприятие себя. Для этого нужно выбирать самые приятные цвета, рисовать по ассоциациям, перечислять на память услышанные слова и другое.
ЭПО-тест нужен для мониторинга психических функций — мышления, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-личностной сферы, для уточнения диагноза, для определения риска суицидальных мыслей и эффективности терапии.
Благодаря такому тесту можно многое узнать о себе, впрочем, если раньше вы в своей голове не копались. Я узнала не очень много нового — особо не удивили. Но был один момент: выполняя задание, я нарисовала слона с бантиком — именно этот рисунок стал основным аргументом врача в ее заключении о том, что я незрелая.
Больше удивляет меня совковый подход к приему пациентов — электронная запись отсутствует, а последние месяцы телефон центра и вовсе недоступен. Поэтому я нагло прихожу за рецептами по факту и уже не очень нагло сижу в очереди. Но никто не выгоняет — сотрудники учреждения идут навстречу. Приятно.
И еще: таблетки таблетками, но проговаривать и выгонять своих тараканов тоже надо. Такая возможность есть (по крайней мере мне так сказали) — нужно после приема подойти к администратору и попросить сеанс психолога Краевого центра, который длится час. Доступно три бесплатных, а дальше, кажется, беседа будет стоить две тысячи в час. В общем, я стою в очереди на такой прием уже около полугода. Естественно, за это время я нашла себе другого психолога на поболтать. Да, без акций и бонусов, но психическое здоровье куда важнее денег.
Согласились бы наблюдаться у психотерапевта в бюджетном учреждении?