Зачем человеку нужен мозг? Почему умение забывать — благо, а помнить всё — скорее отклонение от нормы — рассказывает профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета ПГНИУ, по совместительству профессор отдела нейробиологии института имени Вейцмана в Израиле Эдуард Коркотиан.

Профессор преподаёт в двух университетах — в Перми и в Израиле
Профессор преподаёт в двух университетах — в Перми и в Израиле

Миф № 1. Человек может вспомнить события детства, младенчества, рождения и даже реинкарнаций, а также то, чего в его жизни не было

— По поводу реинкарнаций ничего сказать не могу. Вообще, нет смысла спрашивать меня про эзотерику, магию и прочее волшебство. Я искренне призываю читателей жить в современном мире — в мире космических технологий, робототехники, искусственного интеллекта, а если говорить о мозге, то в мире вирусной трансформации, оптогенетики, электронных интерфейсов, а не первобытных сказок. В современной науке тоже есть свои мифы, но совершенно другого уровня.

Насчет воспоминаний детства: я не знаю, что именно хранится в мозгу отдельного человека, и с какого возраста он себя помнит. Полагаю, что это индивидуально. Но точно установлено, что мозг — это не диктофон и не видеорегистратор. Он весьма дорогостоящее в эволюционном смысле приобретение. Мозг давал нашим предкам определенные преимущества в борьбе за выживание, но был очень энергоемок. Его не так-то просто прокормить. Примерно подсчитано, что мозг человека потребляет до пятой части всей поступающей в организм энергии. Из этого со всей однозначностью следует, что организм не будет тратить драгоценных ресурсов на запоминание лишней или бесполезной информации.

У каждого человека возраст, с которого он себя помнит — индивидуален
У каждого человека возраст, с которого он себя помнит — индивидуален

Представьте, что вы собираетесь в поход и положили в рюкзак запас провизии, которую потащите на себе. Вы, кряхтя, надеваете этот тяжелый рюкзак и вдруг замечаете старые гантели, которые годами пылятся под кроватью. «А возьму-ка я и гантели, вдруг в походе пригодятся», — рассуждаете вы. Как вам такой сценарий? Мне — как-то не очень.

Миф № 2. Память передаётся по наследству

— Это ерунда. Память по наследству не передается. Давайте подумаем вместе: для чего когда-то появился мозг, не у человека, разумеется, а у наших далеких предков, например у моллюсков или насекомых? Простой ответ «чтобы управлять телом» меня не удовлетворит. Для управления телом не нужен мозг, достаточно небольшого числа нейронов, которые двигают мышцами. В мозгу клеток явно больше. Ответ «мозг нужен, чтобы сохранять информацию» меня тоже не устроит. У нас уже есть хранилище информации: наследственный или генетический аппарат.

Мозг учитывает и записывает личный, прижизненный опыт, обучается, приобретает полезные навыки. Естественно, опыт этот никак не затрагивает генов, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. Поэтому ясно, что память ни при каких обстоятельствах не может передаваться по наследству. Получается, что прижизненный опыт человека умирает вместе с ним? В общем — да, но не все так грустно. Человек — социальное существо. А раз так, то знания, умения и опыт, накопленные при жизни, все-таки передаются потомкам, но только не биологическим путем, а благодаря книгам, фильмам, звукозаписям, посредством демонстрации и примера.

Один из способов передать другим поколениям накопленный опыт — книги
Один из способов передать другим поколениям накопленный опыт — книги

Миф № 3. С помощью гипноза можно достать из подсознательной памяти всё что угодно

— Гипноз — не магическая процедура, а форма самовнушения, в которой гипнотизер лишь помогает «пациенту» погрузиться в свой внутренний мир. Психологам хорошо известно, что некоторые воспоминания, особенно болезненные, тяжелые, вытесняются из области сознания в так называемое «подсознание», хотя этот термин трудно назвать вполне научным. Вытесненные воспоминания тяжело или невозможно вспомнить наяву. Они часто всплывают во сне, но мы не запоминаем большую часть своих снов. Однако некоторая «затуманенность» мысли, ослабление сознательного контроля во время сеанса гипноза помогает не столько вспомнить, сколько ясно осознать то, что неуловимой тенью скользило внутри нас. Но повторю еще раз: невозможно вспомнить то, что забыто, или то, чего нет.

Миф № 4. Наша память бесконечна

— Нет. Память требует материальных и энергетических ресурсов. Она дорого обходится. У мозга не может быть мощности «на всякий случай, про запас». Лишнего наш организм не хранит. К мозгу это тоже относится. Неумение забывать является патологией, а не нормой.

Миф № 5. Воспоминания человека неизменны и достоверны

— Наверное, каждый испытал на себе ситуацию, когда его подводила память. Иногда она не просто теряет важные сведения, а подкидывает нам совершенно недостоверные, фальшивые знания. В одних случаях, как например, с вытесненными воспоминаниями, когда мы ошибочно уверены в чем-то — этот механизм преследует защитные цели, избавляет нас от моральных страданий. В других же случаях перед нами простые сбои в работе. Сбои бывают повсюду: иногда мы можем поскользнутся и упасть или больно прикусить язык, иногда теряем сообразительность. Память тоже часто «ломается».

Память иногда подводит — и это нормально
Память иногда подводит — и это нормально

Миф № 6. Некоторые люди обладают фотографической памятью, которая фиксирует события до мельчайших подробностей

— Да, есть люди, которые запоминают все подряд, например слова или лица. Таким был, например, известный мнемонист Соломон Шерешевский, история которого описана выдающимся советским нейропсихологом Александром Лурия. В его великолепной работе «Маленькая книжка о большой памяти», переведенной на основные языки, Шерешевский предстает не слишком счастливым человеком, хранящим массу бесполезной информации, которую не в состоянии обобщить. Умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо.

Это далеко не единичный случай. Я бы только хотел еще раз предостеречь читателей от ограниченного и узкого понимания слова «память». Одни мнемонисты хорошо запоминают слова, другие — зрительные картины, третьи — запахи, четвертые быстро схватывают сложные движения, например мгновенно учатся водить автомобиль. Способности к одним видам воспоминаний не гарантируют таких же успехов с другими. Разные виды памяти хранятся в совершенно разных отделах мозга, и эффективность их различна.

Миф № 7. Забывание — процесс постепенный

— С этим не поспоришь. Когда вы только что посмотрели фильм, можете вспомнить многие его детали очень подробно: имена героев, кто и как был одет, что говорил, в какой точной последовательности шли эпизоды. Фильм, увиденный неделю назад, вы вряд ли перескажете со всеми мелкими подробностями. Но основные сюжетные линии помнить еще будете. А вот если после просмотра прошел год, то в лучшем случае вспомнится общий сюжет, да и тот вполне может перемешаться с другими картинами. Однако, если фильм произвел на вас сильное эмоциональное воздействие, то вы его и через год будете неплохо помнить. Память — процесс эмоциональный и ассоциативный.

Про ассоциативность хочу добавить несколько слов. Машина, как правило, запоминает факты подряд, оставляя в каталоге метку, где и что записано. Это похоже на оглавление в книге или на учетную карточку в каталоге. У памяти нет каталога или оглавления. Оторванный от контекста факт почти не имеет шанса запомниться. Для воспоминаний память человека использует систему контекстных и смысловых треков, которые ведут к конкретному воспоминанию, как своеобразные путеводные нити в лабиринте. Допустим, вы случайно встретили знакомого. Вы учились когда-то в одном классе. Произошло это в день, когда прошла сильная гроза, в домах гас свет. А накануне выиграла ваша любимая команда. Прошел год, и вы пытаетесь вспомнить, кого тогда встретили. Подсказать может встреча с каким-то другим одноклассником, сильная гроза, выступление команды или перегоревшая лампочка. Принцип, изложенный здесь очень упрощенно, и называют ассоциативностью.

Память — процесс ассоциативный. Во время грозы можно вспомнить то, что было давно во время грозы
Память — процесс ассоциативный. Во время грозы можно вспомнить то, что было давно во время грозы

Миф № 8. Память человека избирательна. Незначительные вещи запоминаются лучше, чем важные

— Незначительное и важное — субъективные, оценочные категории. В экспериментах показано, что лучше запоминаются эмоционально окрашенные факты и события. Эмоционально нейтральное — быстрее забывается. Эмоции как раз и нужны для того, чтобы разложить воспоминания, придать им уровень важности, снабдить ассоциациями. Если вам кажется, что незначительное запомнилось, а важное забылось, значит, на самом-то деле «важное» было для вас незначительным, а «незначительное» — важным. Почему? Вам виднее.

Миф № 9. Со временем все воспоминания стираются и становятся менее яркими

— Не знаю, может, у кого-то все происходит именно так. Лично у меня ничего похожего с важными воспоминаниями не наблюдается. А лишнее, да, стирается, подробности меркнут, чтобы освободить место новому.

Миф № 10. Подавляемые воспоминания в жизни человека — обычное дело

— Да. Не скажу, что каждый человек подавляет в себе воспоминания, но такая способность у нас явно есть. А пользуются ею не все.

Эдуард Коркотиан считает, что умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо
Эдуард Коркотиан считает, что умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо

Миф № 11. Ложных воспоминаний не существует

— Ложные воспоминания точно существуют. С данным фактом особенно часто сталкиваются следователи, опрашивающие потерпевших или свидетелей. Совершенно обычным делом является ситуация, когда один и тот же эпизод или образ разные люди описывают по-разному. И никто из них намеренно не врет.

Миф № 12. Память тренируется, если запоминать как можно больше. Лучший способ тренировки — учить иностранные языки

— Безусловно, память тренируема. Я бы даже сказал, что улучшается не сама память, а те приемы, к которым мы прибегаем для того, чтобы запомнить нечто. Например, существуют приемы запоминания последовательности цифр или слов, если составить из них какой-нибудь, пусть даже незамысловатый, простенький рассказ.

Известен способ запомнить основные элементы речи, которую вам предстоит произнести, искусственно привязав каждую часть к определенному месту вдоль хорошо известного вам маршрута. Например, дерево у дома — первый эпизод, мост — второй, поворот направо — третий и так далее.

Что касается иностранных языков, их знание не улучшает память, но если имеется цель — изучить как можно больше языков, то каждый последующий будет даваться все легче и легче. Это тоже связано с приобретением определенных навыков и мнемонических приемов.

Миф № 13. На память влияет то, что мы едим

— Про это ничего определенного сказать не могу. Существование какой-то прямой связи между рационом, диетой и памятью строго не доказано. Существует множество научных статей, часто приходящих к противоречивым выводам, о пользе или, наоборот, вреде жира или сахара для процессов обучения и памяти. Эта тема слишком туманна для того, чтобы давать конкретные советы, но можно не сомневаться, что поскольку мозг включает в себя и активно использует абсолютно все биомолекулы: жиры, белки и углеводы, то любая однобокая диета, в которой, допустим, полностью исключены жиры или углеводы, не может принести пользы мозговой деятельности в целом. Советую всем питаться разнообразно.

Считается, что шоколад стимулирует работу мозга. Но лучше по мнению учёного питаться сбалансированно
Считается, что шоколад стимулирует работу мозга. Но лучше по мнению учёного питаться сбалансированно

Миф № 14. Память ухудшается с возрастом

— Совершенно верно. А о чем вы только что спросили? Если серьезно, то неуклонно начиная с 20 лет и до конца жизни человек теряет нервные клетки, число которых в дальнейшем никак не восстанавливается. Поэтому все основные показатели деятельности мозга: память, сообразительность, ассоциативность, быстродействие — неуклонно снижаются. С другой стороны, некоторые свойства мышления, такие как запас слов, надежность, сосредоточенность, концентрация, взвешенность решений, — не ухудшаются и даже улучшаются с возрастом.

Миф № 15. Есть лекарства, которые могут улучшить память

— Таких лекарств не существует. Лекарственные средства, якобы улучшающие мышление и память, так называемые ноотропы, в абсолютном большинстве являются бесполезными. И это доказано. Во всех остальных случаях их эффективность никак не доказана клиническими испытаниями. В настоящее время не существует ни одного всемирно признанного ноотропа, который бы прошел стадии клинических испытаний и был рекомендован к применению. Можно отметить ряд средств, не являющихся ноотропами, но улучшающих внимание, позволяющих лучше сосредоточиться. Одним из самых известных является метилфенидат (риталин). Однако отношение к этому средству — не всегда однозначное. В частности, в России и некоторых других странах оно изъято из оборота.

Нет таких таблеток, которые улучшают память. Улучшить можно внимание
Нет таких таблеток, которые улучшают память. Улучшить можно внимание

Память зависит и от общего психического состояния человека. Известно, что стресс, тревога и депрессивное состояние ухудшают эффективность обучения и памяти. В этих случаях определенного улучшения памяти можно добиться при лечении основного симптома, например применяя современные антидепрессанты. Однако хочу особо посоветовать всем читателям ни при каких обстоятельствах не заниматься самолечением и по всем вопросам консультироваться с врачом.

Миф № 17. Человеческую память можно разделить на виды, как в компьютерной индустрии: есть системная память, оперативная память и кэш

— В каком-то смысле да, это так. Но важно помнить, по какому из параметров мы проводим аналогию. С точки зрения пользователя вычислительного устройства, основным параметром памяти является ее емкость и скорость доступа к ней. Здесь видно немалое сходство. Точно так же не является проблемой поиск нужной информации, это может занять какое-то время, но информацию всегда можно найти, если она сохранена.

С мозгом все не так: главным свойством или, если угодно, проблемой биологической памяти является ее недолговечность, потеря деталей и подробностей при определенной бесконтрольности процесса забвения. С этим сталкивается каждый школьник или студент: главная проблема для него не получить, а именно удержать знание.

Поиск сведений тоже является большой и часто неразрешимой проблемой. Сведения могут храниться, а вот вывести их из пассивного состояния бывает трудно. Каждый может проделать простой эксперимент, хорошо известный в психологии. Помощник должен составить список из случайных слов, которые не складываются в осмысленный рассказ. Чем длиннее будет такой список, тем лучше: например, пусть в нем будет несколько десятков слов. Потом помощник должен зачитать вам этот список один раз, медленно, внятно, монотонным голосом. Подождите с полчаса и попробуйте выписать все слова, которые сможете вспомнить. Опыт показывает, что в среднем это число составит квадратный корень из исходного количества. Иными словами, если слов в списке было 50–60, то вы вспомните 7–8.

В каком-то смысле память человека и правда можно разделить как в компьютере: на системную, оперативную и кэш
В каком-то смысле память человека и правда можно разделить как в компьютере: на системную, оперативную и кэш

Но самое печальное не в этом. Если ваш партнер после будет зачитывать вам вперемешку слова из списка и другие, которых там не было, то вы с большим, почти стопроцентным, успехом отделите знакомые слова от новых. Получается, что вы их в общем-то помните, но воспроизвести не можете. Такая картина немыслима в случае компьютера. Но главное отличие даже не в этом. Введите в память вашего устройства бессмысленный текст, а потом какой-нибудь рассказ с ясным сюжетом такой же длины. Естественно, компьютеру безразлично, что записывать. Человеку же — далеко не все равно. Бессмысленный набор слов запоминается очень плохо, а рассказ — гораздо лучше. Причем чем эмоционально более значимым он будет — например развеселит вас или напугает — тем лучше и на более долгий срок вы его запомните. Для запоминания нам важно, во-первых, понять информацию, а во-вторых, эмоционально ее оценить.

И заметьте, что я пока коснулся исключительно вербальной памяти. А есть еще память на зрительные образы, всевозможные звуки, в том числе — на музыку, на запахи и вкусы, а также многие виды неосознанной памяти, к которой относятся двигательные навыки, сноровка, привычки. Все это тоже подвиды памяти. Вас ведь не удивляет, что младенец не умеет ходить, а взрослый делает это прекрасно, ничуть не задумываясь о том, как ему удаётся не упасть.

Скажу главное: память электронного устройства существует сама по себе, отдельно от процессинга, а биологическая память неотделима от мышления и обучения. Их просто невозможно разъединить.