В Прикамье скорую и неотложную помощи планируют объединить в единую систему с одним диспетчерским центром. Сейчас рассматривают две возможные модели работы и оказания скорой и неотложной медпомощи людям: в первом варианте «неотложки» будут при поликлиниках, во втором — при станциях скорой помощи. О том, что это значит и как каждый из вариантов будет работать, мы поговорили с главным врачом пермской станции скорой медицинской помощи Евгением Камкиным.

Рассматривают две возможные модели работы: неотложки при поликлиниках и неотложки при станциях скорой помощи. Подробности рассказывает Евгений Камкин
Рассматривают две возможные модели работы: неотложки при поликлиниках и неотложки при станциях скорой помощи. Подробности рассказывает Евгений Камкин

— Евгений Валерьевич, почему приняли решение объединить две службы? Какая главная цель?

— Повышение уровня медицинских услуг для населения Прикамья является одной из приоритетных задач, поставленных перед Министерством здравоохранения губернатором Максимом Решетниковым. Наша главная задача — повысить эффективность работы скорой медицинской помощи и неотложки. Ежедневно на телефон скорой помощи поступает около полутора тысяч обращений. В год, при норме 300–312 тысяч обслуживается 370–380 тысяч вызовов. Стоит отметить, что 30% всех вызовов предназначены для неотложной помощи — это вызовы на случаи, не угрожающие жизни человека. Но они выполняются бригадами скорой помощи.

— Получается, что цель объединения  разгрузить бригады скорой помощи. А из-за чего они перегружены сейчас? 

 — Предлагаю начать с основных понятий: для чего создана скорая помощь, а для чего — неотложка. Скорая помощь оказывает экстренную помощь пациенту, если его жизнь находится в опасности. Если человек приболел, например, у него давление, температура, боль в суставах, и он не может самостоятельно сходить на прием к врачу в поликлинику, к нему должна выехать неотложная медицинская помощь. Но поскольку многие жители не знают номер неотложки, а в некоторых амбулаторно-поликлинических учреждениях такое отделение вообще отсутствует, люди обращаются в скорую. Этот телефон знают все. Таким образом, вызовы, которые должны быть обслужены бригадами неотложной помощи, обслуживает скорая. Из-за этого снижается эффективность работы нашего учреждения и увеличивается время доезда врачей скорой к пациентам.

30% вызовов, которые обслуживает скорая, — неотложные. То есть могут быть обслужены неотложной помощью
30% вызовов, которые обслуживает скорая, — неотложные. То есть могут быть обслужены неотложной помощью

— Насколько сильно изменится схема оказания скорой и неотложной медпомощи?

— Когда будет создан единый диспетчерский центр, то населению станет проще, потому что не надо будет искать номера неотложек или думать, куда обратиться в первую очередь. Будет один номер для обеих служб. Высококвалифицированный диспетчер — с медицинским образованием и большим стажем работы — примет вызов, проанализировав симптомы больного, определит, какую бригаду необходимо к нему отправить: неотложку или скорую.

— Вы сказали, что в некоторых поликлиниках нет отделения неотложной медицинской помощи. Где они будут созданы — при поликлиниках или станции скорой помощи?

— У нас есть два проекта, которые мы будем реализовывать в ближайшее время. В обоих случаях идея заключается в том, что центр приема вызовов должен быть единым. В первом варианте — бригады неотложки будут созданы при поликлиниках, во втором — при скорой помощи.

Первый пилотный вариант скоро будет отработан на скорой помощи Перми и одной из поликлиник города. Второй вариант — для тех населенных пунктов, где отсутствует отделение неотложной помощи при поликлиниках или поликлиник нет вообще. Бригада неотложки будет формироваться не при амбулаторно-поликлиническом учреждении, а при станции скорой помощи. Планируем отработать этот вариант в Соликамске на базе местной станции скорой помощи.

Запустить проект планируют в ближайшее время. Подготовительные мероприятия закончат в июле
Запустить проект планируют в ближайшее время. Подготовительные мероприятия закончат в июле

—Те бригады, которые сформируются при станции скорой помощи, будут состоять из специалистов скорой, или придется принимать на работу новых сотрудников?

— Бригады неотложной медицинской помощи будут формироваться дополнительно, из новых сотрудников. Бригады неотложки отличаются от бригад скорой помощи. Они состоят только из одного медицинского работника, у них другое оснащение медикаментами и оборудованием. Потому что в данной ситуации причины вызова неотложные: надо сбить температуру, измерить давление, дать необходимые медикаменты от болей в суставах. При этом не надо проводить экстренные реанимационные мероприятия.

В дальнейшем мы оценим оперативность обслуживания, доступность и качество оказания медицинской помощи. И примем решение, какую модель будем использовать. Возможно, остановимся на обеих.

— Кто будет заниматься комплектацией новых бригад?

— Комплектация этих бригад — обязанность заведующего поликлиникой, либо — главного врача станции скорой помощи.

— Когда планируется начать реализовывать проект?

— Запустить планируем в ближайшее время, сейчас оттачиваются и регулируются некоторые технические моменты взаимодействия, правовые моменты. Точные сроки до согласования с Министерством здравоохранения Пермского края сказать не смогу. Для нашего учреждения стоит задача — закончить все подготовительные мероприятия в течение июля.

Бригады неотложек будут отличаться от бригад скорой. Там будет один медицинский работник
Бригады неотложек будут отличаться от бригад скорой. Там будет один медицинский работник

— Как будет определяться, кому нужна экстренная медицинская помощь, а кому — нет? На какой вызов должна ехать скорая, а на какой — неотложная помощь?

— Критерии оказания скорой помощи и неотложной заложены на федеральном уровне, они прописаны в приказе «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Скорая медицинская помощь прежде всего призвана помочь человеку, жизнь которого находится в опасности и требуется экстренное медицинское вмешательство. Например, при потере сознания, нарушении дыхания, ожоге, кровотечении, любых чрезвычайных ситуациях. В случае если прямой угрозы для жизни нет — например, при ОРВИ, гриппе, температуре, давлении и подобном, — к пациенту поедет бригада неотложной медицинской помощи. Как я уже говорил, диспетчеры будут тщательно анализировать причины обращений. Если состояние человека не жизнеугрожающее, этот вызов может обслужить поликлиническая служба.

— Как долго шла подготовка к внедрению проекта?

— Эту работу мы начинали еще в 2012 году. Сначала количество вызовов, которые мы передавали от скорой к неотложной помощи, было небольшим. Нужно было подготовить и врачей, и персонал, который будет работать в поликлинике и обслуживать неотложные вызовы. Сейчас практически во всех поликлинических учреждениях города такие отделения созданы, и это показывает эффективность нашего взаимодействия с поликлиниками.

— Где будет располагаться единый диспетчерский центр?

— Мы предполагаем, что он будет создан при станции скорой помощи Перми.

Работу по внедрению неотложной помощи в наш регион начинал одним из первых
Работу по внедрению неотложной помощи в наш регион начинал одним из первых

— Как будет выстроена работа с диспетчерским центром 112?

— 112 — это служба, в которую обращаются в чрезвычайных ситуациях, происшествиях. Сейчас у нас с ними налажено взаимодействие. Около 10% вызовов, которые поступают на скорую помощь, регулярно передаются как раз с диспетчерской службы 112.

— Увеличится ли число работников скорой и неотложки? Как будут платить работникам?

— Численность работников будет зависеть от выбранной модели и наличия или отсутствия отделений неотложной помощи. Например, в Перми количество работников скорой и неотложки не изменится, а там, где нет отделений неотложки, увеличится — мы будем создавать эти отделения и нанимать для них сотрудников.

Зарплата работников будет зависеть и от того, где эти бригады будут созданы. Если при поликлинике, то она будет зависеть от финансовых возможностей поликлиники. Если при станции скорой помощи, то, соответственно, от нашего финансирования.

Зарплата сотрудников скорой и неотложки разная в том числе и потому, что стоимость вызова скорой и неотложной помощи — разная
Зарплата сотрудников скорой и неотложки разная в том числе и потому, что стоимость вызова скорой и неотложной помощи — разная

Что касается опыта других регионов по этому вопросу: что позаимствуете у них?

— В своей работе мы очень часто обращаем внимание на опыт наших коллег из других городов. Хотя с 2012 года мы были одним из первых регионов, который начинал развивать службу неотложной помощи при поликлиниках и ее взаимодействие со скорой. Хочу отметить, что недавно к нам приезжал специалист со станции скорой помощи Москвы, который курирует развитие пилотного проекта объединения скорой помощи и неотложки. Они в течение пяти-шести лет искали модель взаимодействия. В конце прошлого года москвичи создали единый диспетчерский центр и сформировали бригады неотложки при станции скорой помощи.

Думаю, что, учитывая опыт работы московских коллег и других субъектов, мы сможем реализовать проект в гораздо более сжатые сроки. Да и опыт у нас уже имеется.

— Возможно, для вас какие-то моменты из опыта коллег — очевидные ошибки, которые нужно учесть?

— Тут самое главное — создать правильный алгоритм приема вызова (опросник), чтобы избежать неправильного выбора профиля бригады диспетчером. Допустим, на вызов нужно было отправить неотложку, а выехала скорая, и наоборот. Нам необходимо чётко и слаженно работать, нам ни к чему неверные шаги, мы планируем стать лучшей станцией скорой помощи в России чрез несколько лет. Самое главное, чтобы поликлиники и скорая помощь работали в едином информационном пространстве, было единое программное обеспечение.

Самое главное — создать алгоритм приёма вызовов
Самое главное — создать алгоритм приёма вызовов

— За какое время скорая должна прибыть к пациенту? За какое — неотложка? Изменятся ли нормативы после реформы?

— Норматив обслуживания — это время с момента вызова до прибытия бригады либо скорой, либо неотложной помощи к пациенту. Они определены на федеральном уровне, и мы их не можем изменить. Для обслуживания вызовов скорой медицинской помощью в экстренной форме норматив 20 минут. Для обслуживания вызовов в неотложной форме в поликлиническом учреждении — два часа. Сейчас, так как нагрузка большая и бригадам часто приходится обслуживать непрофильные вызовы, процент тех, что соблюдаются по нормативам, до 100 не доходит. И наша задача — его повысить. Идеально было бы 100% сделать, но мы должны понимать, что территория Пермского края очень большая. Иногда вызовы поступают из населённых пунктов, расстояние до которых невозможно преодолеть за 20 минут. Поэтому наша цель — обеспечить соблюдение нормативов для 95% вызовов для скорой помощи в экстренной форме. Для неотложной помощи есть и возможности, и ресурсы, чтобы обеспечить 100% вызовов в нормативное время.

Автопарк будет обновляться
Автопарк будет обновляться

— В связи с такими глобальными изменениями планируется ли обновление автопарка?

— Автопарк, конечно, будет обновляться. Надо отметить, что для неотложной бригады не обязательно использовать санитарный автомобиль. В некоторых регионах используются отечественные автомобили типа «Лады-Ларгуса». Наш автопром уже начал готовить такие машины, в них даже небольшие носилки можно установить.

— Евгений Валерьевич, хотелось бы узнать ваше личное мнение: насколько эффективно будет работать новая система?

— Эта реформа — возможность сделать медпомощь более доступной. До 2012 года каждая служба работала изолированно, поликлиника принимала вызовы самостоятельно по какому-то непонятному принципу. И население обращалось к нам по любым вопросам. Как я уже говорил, в крае 30% вызовов, поступающих в скорую помощь, не относятся к экстренным. По Перми за счёт взаимодействия и развития неотложной помощи при поликлиниках доля этих вызовов составляет где-то 10% — и это хороший пример, доказательство того, что модель можно распространять на весь регион. Благодаря реформе мы сможем увеличить скорость прибытия на вызов — когда эффективнее работает неотложка при поликлинике, меньше непрофильных вызовов поступает в скорую, улучшается доступность даже с тем количеством бригад, которое у нас есть. Мы быстрее выезжаем на экстренные вызовы. А ведь чем быстрей врачи приедут, тем лучше.