¬ ѕрикамье скорую и неотложную помощи планируют объединить в единую систему с одним диспетчерским центром. —ейчас рассматривают две возможные модели работы и оказани€ скорой и неотложной медпомощи люд€м: в первом варианте «неотложки» будут при поликлиниках, во втором — при станци€х скорой помощи. ќ том, что это значит и как каждый из вариантов будет работать, мы поговорили с главным врачом пермской станции скорой медицинской помощи ≈вгением  амкиным.

–ассматривают две возможные модели работы: неотложки при поликлиниках и неотложки при станци€х скорой помощи. ѕодробности рассказывает ≈вгений  амкин
–ассматривают две возможные модели работы: неотложки при поликлиниках и неотложки при станци€х скорой помощи. ѕодробности рассказывает ≈вгений  амкин

— ≈вгений ¬алерьевич, почему прин€ли решение объединить две службы?  ака€ главна€ цель?

— ѕовышение уровн€ медицинских услуг дл€ населени€ ѕрикамь€ €вл€етс€ одной из приоритетных задач, поставленных перед ћинистерством здравоохранени€ губернатором ћаксимом –ешетниковым. Ќаша главна€ задача — повысить эффективность работы скорой медицинской помощи и неотложки. ≈жедневно на телефон скорой помощи поступает около полутора тыс€ч обращений. ¬ год, при норме 300–312 тыс€ч обслуживаетс€ 370–380 тыс€ч вызовов. —тоит отметить, что 30% всех вызовов предназначены дл€ неотложной помощи — это вызовы на случаи, не угрожающие жизни человека. Ќо они выполн€ютс€ бригадами скорой помощи.

— ѕолучаетс€, что цель объединени€  разгрузить бригады скорой помощи. ј из-за чего они перегружены сейчас? 

 — ѕредлагаю начать с основных пон€тий: дл€ чего создана скора€ помощь, а дл€ чего — неотложка. —кора€ помощь оказывает экстренную помощь пациенту, если его жизнь находитс€ в опасности. ≈сли человек приболел, например, у него давление, температура, боль в суставах, и он не может самосто€тельно сходить на прием к врачу в поликлинику, к нему должна выехать неотложна€ медицинска€ помощь. Ќо поскольку многие жители не знают номер неотложки, а в некоторых амбулаторно-поликлинических учреждени€х такое отделение вообще отсутствует, люди обращаютс€ в скорую. Ётот телефон знают все. “аким образом, вызовы, которые должны быть обслужены бригадами неотложной помощи, обслуживает скора€. »з-за этого снижаетс€ эффективность работы нашего учреждени€ и увеличиваетс€ врем€ доезда врачей скорой к пациентам.

30% вызовов, которые обслуживает скора€, — неотложные. “о есть могут быть обслужены неотложной помощью
30% вызовов, которые обслуживает скора€, — неотложные. “о есть могут быть обслужены неотложной помощью

— Ќасколько сильно изменитс€ схема оказани€ скорой и неотложной медпомощи?

—  огда будет создан единый диспетчерский центр, то населению станет проще, потому что не надо будет искать номера неотложек или думать, куда обратитьс€ в первую очередь. Ѕудет один номер дл€ обеих служб. ¬ысококвалифицированный диспетчер — с медицинским образованием и большим стажем работы — примет вызов, проанализировав симптомы больного, определит, какую бригаду необходимо к нему отправить: неотложку или скорую.

— ¬ы сказали, что в некоторых поликлиниках нет отделени€ неотложной медицинской помощи. √де они будут созданы — при поликлиниках или станции скорой помощи?

— ” нас есть два проекта, которые мы будем реализовывать в ближайшее врем€. ¬ обоих случа€х иде€ заключаетс€ в том, что центр приема вызовов должен быть единым. ¬ первом варианте — бригады неотложки будут созданы при поликлиниках, во втором — при скорой помощи.

ѕервый пилотный вариант скоро будет отработан на скорой помощи ѕерми и одной из поликлиник города. ¬торой вариант — дл€ тех населенных пунктов, где отсутствует отделение неотложной помощи при поликлиниках или поликлиник нет вообще. Ѕригада неотложки будет формироватьс€ не при амбулаторно-поликлиническом учреждении, а при станции скорой помощи. ѕланируем отработать этот вариант в —оликамске на базе местной станции скорой помощи.

«апустить проект планируют в ближайшее врем€. ѕодготовительные меропри€ти€ закончат в июле
«апустить проект планируют в ближайшее врем€. ѕодготовительные меропри€ти€ закончат в июле

—“е бригады, которые сформируютс€ при станции скорой помощи, будут состо€ть из специалистов скорой, или придетс€ принимать на работу новых сотрудников?

— Ѕригады неотложной медицинской помощи будут формироватьс€ дополнительно, из новых сотрудников. Ѕригады неотложки отличаютс€ от бригад скорой помощи. ќни состо€т только из одного медицинского работника, у них другое оснащение медикаментами и оборудованием. ѕотому что в данной ситуации причины вызова неотложные: надо сбить температуру, измерить давление, дать необходимые медикаменты от болей в суставах. ѕри этом не надо проводить экстренные реанимационные меропри€ти€.

¬ дальнейшем мы оценим оперативность обслуживани€, доступность и качество оказани€ медицинской помощи. » примем решение, какую модель будем использовать. ¬озможно, остановимс€ на обеих.

—  то будет заниматьс€ комплектацией новых бригад?

—  омплектаци€ этих бригад — об€занность заведующего поликлиникой, либо — главного врача станции скорой помощи.

—  огда планируетс€ начать реализовывать проект?

— «апустить планируем в ближайшее врем€, сейчас оттачиваютс€ и регулируютс€ некоторые технические моменты взаимодействи€, правовые моменты. “очные сроки до согласовани€ с ћинистерством здравоохранени€ ѕермского кра€ сказать не смогу. ƒл€ нашего учреждени€ стоит задача — закончить все подготовительные меропри€ти€ в течение июл€.

Ѕригады неотложек будут отличатьс€ от бригад скорой. “ам будет один медицинский работник
Ѕригады неотложек будут отличатьс€ от бригад скорой. “ам будет один медицинский работник

—  ак будет определ€тьс€, кому нужна экстренна€ медицинска€ помощь, а кому — нет? Ќа какой вызов должна ехать скора€, а на какой — неотложна€ помощь?

—  ритерии оказани€ скорой помощи и неотложной заложены на федеральном уровне, они прописаны в приказе «ќб утверждении ѕор€дка оказани€ скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». —кора€ медицинска€ помощь прежде всего призвана помочь человеку, жизнь которого находитс€ в опасности и требуетс€ экстренное медицинское вмешательство. Ќапример, при потере сознани€, нарушении дыхани€, ожоге, кровотечении, любых чрезвычайных ситуаци€х. ¬ случае если пр€мой угрозы дл€ жизни нет — например, при ќ–¬», гриппе, температуре, давлении и подобном, — к пациенту поедет бригада неотложной медицинской помощи.  ак € уже говорил, диспетчеры будут тщательно анализировать причины обращений. ≈сли состо€ние человека не жизнеугрожающее, этот вызов может обслужить поликлиническа€ служба.

—  ак долго шла подготовка к внедрению проекта?

— Ёту работу мы начинали еще в 2012 году. —начала количество вызовов, которые мы передавали от скорой к неотложной помощи, было небольшим. Ќужно было подготовить и врачей, и персонал, который будет работать в поликлинике и обслуживать неотложные вызовы. —ейчас практически во всех поликлинических учреждени€х города такие отделени€ созданы, и это показывает эффективность нашего взаимодействи€ с поликлиниками.

— √де будет располагатьс€ единый диспетчерский центр?

— ћы предполагаем, что он будет создан при станции скорой помощи ѕерми.

–аботу по внедрению неотложной помощи в наш регион начинал одним из первых
–аботу по внедрению неотложной помощи в наш регион начинал одним из первых

—  ак будет выстроена работа с диспетчерским центром 112?

— 112 — это служба, в которую обращаютс€ в чрезвычайных ситуаци€х, происшестви€х. —ейчас у нас с ними налажено взаимодействие. ќколо 10% вызовов, которые поступают на скорую помощь, регул€рно передаютс€ как раз с диспетчерской службы 112.

— ”величитс€ ли число работников скорой и неотложки?  ак будут платить работникам?

— „исленность работников будет зависеть от выбранной модели и наличи€ или отсутстви€ отделений неотложной помощи. Ќапример, в ѕерми количество работников скорой и неотложки не изменитс€, а там, где нет отделений неотложки, увеличитс€ — мы будем создавать эти отделени€ и нанимать дл€ них сотрудников.

«арплата работников будет зависеть и от того, где эти бригады будут созданы. ≈сли при поликлинике, то она будет зависеть от финансовых возможностей поликлиники. ≈сли при станции скорой помощи, то, соответственно, от нашего финансировани€.

«арплата сотрудников скорой и неотложки разна€ в том числе и потому, что стоимость вызова скорой и неотложной помощи — разна€
«арплата сотрудников скорой и неотложки разна€ в том числе и потому, что стоимость вызова скорой и неотложной помощи — разна€

„то касаетс€ опыта других регионов по этому вопросу: что позаимствуете у них?

— ¬ своей работе мы очень часто обращаем внимание на опыт наших коллег из других городов. ’от€ с 2012 года мы были одним из первых регионов, который начинал развивать службу неотложной помощи при поликлиниках и ее взаимодействие со скорой. ’очу отметить, что недавно к нам приезжал специалист со станции скорой помощи ћосквы, который курирует развитие пилотного проекта объединени€ скорой помощи и неотложки. ќни в течение п€ти-шести лет искали модель взаимодействи€. ¬ конце прошлого года москвичи создали единый диспетчерский центр и сформировали бригады неотложки при станции скорой помощи.

ƒумаю, что, учитыва€ опыт работы московских коллег и других субъектов, мы сможем реализовать проект в гораздо более сжатые сроки. ƒа и опыт у нас уже имеетс€.

— ¬озможно, дл€ вас какие-то моменты из опыта коллег — очевидные ошибки, которые нужно учесть?

— “ут самое главное — создать правильный алгоритм приема вызова (опросник), чтобы избежать неправильного выбора профил€ бригады диспетчером. ƒопустим, на вызов нужно было отправить неотложку, а выехала скора€, и наоборот. Ќам необходимо чЄтко и слаженно работать, нам ни к чему неверные шаги, мы планируем стать лучшей станцией скорой помощи в –оссии чрез несколько лет. —амое главное, чтобы поликлиники и скора€ помощь работали в едином информационном пространстве, было единое программное обеспечение.

—амое главное — создать алгоритм приЄма вызовов
—амое главное — создать алгоритм приЄма вызовов

— «а какое врем€ скора€ должна прибыть к пациенту? «а какое — неотложка? »змен€тс€ ли нормативы после реформы?

— Ќорматив обслуживани€ — это врем€ с момента вызова до прибыти€ бригады либо скорой, либо неотложной помощи к пациенту. ќни определены на федеральном уровне, и мы их не можем изменить. ƒл€ обслуживани€ вызовов скорой медицинской помощью в экстренной форме норматив 20 минут. ƒл€ обслуживани€ вызовов в неотложной форме в поликлиническом учреждении — два часа. —ейчас, так как нагрузка больша€ и бригадам часто приходитс€ обслуживать непрофильные вызовы, процент тех, что соблюдаютс€ по нормативам, до 100 не доходит. » наша задача — его повысить. »деально было бы 100% сделать, но мы должны понимать, что территори€ ѕермского кра€ очень больша€. »ногда вызовы поступают из населЄнных пунктов, рассто€ние до которых невозможно преодолеть за 20 минут. ѕоэтому наша цель — обеспечить соблюдение нормативов дл€ 95% вызовов дл€ скорой помощи в экстренной форме. ƒл€ неотложной помощи есть и возможности, и ресурсы, чтобы обеспечить 100% вызовов в нормативное врем€.

јвтопарк будет обновл€тьс€
јвтопарк будет обновл€тьс€

— ¬ св€зи с такими глобальными изменени€ми планируетс€ ли обновление автопарка?

— јвтопарк, конечно, будет обновл€тьс€. Ќадо отметить, что дл€ неотложной бригады не об€зательно использовать санитарный автомобиль. ¬ некоторых регионах используютс€ отечественные автомобили типа «Ћады-Ћаргуса». Ќаш автопром уже начал готовить такие машины, в них даже небольшие носилки можно установить.

— ≈вгений ¬алерьевич, хотелось бы узнать ваше личное мнение: насколько эффективно будет работать нова€ система?

— Ёта реформа — возможность сделать медпомощь более доступной. ƒо 2012 года кажда€ служба работала изолированно, поликлиника принимала вызовы самосто€тельно по какому-то непон€тному принципу. » население обращалось к нам по любым вопросам.  ак € уже говорил, в крае 30% вызовов, поступающих в скорую помощь, не относ€тс€ к экстренным. ѕо ѕерми за счЄт взаимодействи€ и развити€ неотложной помощи при поликлиниках дол€ этих вызовов составл€ет где-то 10% — и это хороший пример, доказательство того, что модель можно распростран€ть на весь регион. Ѕлагодар€ реформе мы сможем увеличить скорость прибыти€ на вызов — когда эффективнее работает неотложка при поликлинике, меньше непрофильных вызовов поступает в скорую, улучшаетс€ доступность даже с тем количеством бригад, которое у нас есть. ћы быстрее выезжаем на экстренные вызовы. ј ведь чем быстрей врачи приедут, тем лучше.