В России закончился мораторий на поверку коммунальных счетчиков, который ввели из-за коронавируса. Рассказываем, как узнать, пора ли жителям Пермского края проводить поверку, а самое главное — как не нарваться на мошенников в этой сфере. Вопросы о поверке мы адресовали ресурсникам.
В России до сих пор нет толковой единой базы компаний, которые имеют право проводить поверки. При этом ресурсники требуют, чтобы со счетчиками работали только аккредитованные компании. Так как же убедиться, что вы не потратите деньги за поверку напрасно?
Есть два главных момента. Компания, которая проводит поверку, должна быть зарегистрирована в Росаккредитации. А сведения о поверке вашего прибора эта компания должна внести в Росстандарт (ФГИС «Аршин»). Мы расскажем, как работают эти системы, хотя и они далеко не идеальны.
Недавно у Росаккредитации появился новый сервис — там можно узнать, есть ли аккредитация у поверщиков счетчиков воды. Для этого надо знать название компании. Желательно знать ИНН, чтобы не попасться в руки мошенников, которые создают компании-клоны.
Также вы можете просто набрать в поиске город и получите все компании, которые там зарегистрированы. Но надо понимать, что аккредитация действительна по всей стране. Поэтому в Перми может работать фирма с головным офисом, расположенным, например, в Москве. Соответственно, и аккредитация компании получена на московский адрес. В таком случае стоит обратиться в головной офис и уточнить, есть ли у них представительство в Перми. Сейчас в списке почти две сотни компаний, и только одна из них расположена в Перми.
Второй сервис относится к Росстандарту — это система «Аршин», где хранятся результаты поверок счетчиков. Именно на них теперь ориентируются ресурсники. С осени бумажные сертификаты о поверке уже не имеют силы (но иногда их всё равно просят) — все данные должны быть занесены в эту систему. Это обязанность компании-поверщика, а допуск в систему имеют только аккредитованные.
С помощью «Аршина» вы тоже можете проверить легальность поверщиков. Там поиск производится по названию компании. Так что важно правильно его написать. Тогда вы сможете узнать, вносила ли эта компания уже сведения в систему.
А теперь подробнее про счетчики.
Вода
Как узнать, что вам пора поверять счетчик? В идеале у вас должен быть паспорт счетчика, в котором и написана дата. Если этого нет, то есть еще несколько вариантов. Если у вас прямой договор с «Новогором» (эта компания в Перми отвечает за холодную воду и канализацию), то посмотрите на квитанцию — в нижнем правом углу указана нужная дата. Также вы можете узнать эту информацию в личном кабинете на официальном сайте компании.
Можно попробовать уточнить в ваших УК или ТСЖ, если вам не приходит отдельная квитанция, а за воду вы платите вместе с остальной коммуналкой.
Документов нет и никто не знает, когда вам поставили счетчик (такое может быть, если вы купили квартиру, а прежний хозяин не передал документы)? Тогда поверку точно надо проводить. В среднем межповерочный интервал для счетчиков горячей воды составляет четыре года, для холодной воды — пять-шесть лет.
Что будет, если пропустить сроки?
— В случае окончания срока поверки первые три месяца начисления за услуги водоснабжения и водоотведения будут производиться по среднемесячному потреблению, — пояснили 59.RU в «Новогор-Прикамье». — Начисление в последующих месяцах будет производиться уже по нормативам.
Так к кому же обращаться, чтобы провести поверку счетчика на воду? Во-первых, у нас есть Пермский центр стандартизации и метрологии — это государственное учреждение. Правда, сейчас индивидуальные заявки они не принимают. Берут только коллективные заказы от 20 счетчиков, но при этом делают существенную скидку. Во-вторых, заявку на поверку можно подать через сам «Новогор». Сделать это можно в специальной форме на сайте или по электронной почте info@novogor.perm.ru. Стоимость поверки одного счетчика — 500 рублей.
Если счетчики исправны, специалисты их опломбируют и передадут данные и документы в «Новогор». Информация отобразится в следующей квитанции.
Также вы можете обратиться в любую другую организацию, которая имеет аттестат Росаккредитации. Но надо быть внимательными. Если компании нет в списке аккредитованных, то ресурсники не смогут принять у вас документы о поверке.
После завершения процедуры вам надо будет направить фото свидетельства о поверке, адрес проживания и лицевой счет на почту pismo@novogor.perm.ru или внести эти данные в личном кабинете.
— Обращаем внимание граждан на возможные мошеннические действия. Пермяков атакуют компании, которые рекламируют услуги по поверке и замене счетчиков воды, — предупреждают в «Новогор-Прикамье». — Жители находят в своих почтовых ящиках объявления, напечатанные в стиле официального документа. В данном уведомлении сотрудники организаций склоняют доверчивых потребителей к замене индивидуальных счетчиков на новое оборудование по цене, превышающей рыночную в несколько раз. «Новогор» просит пермяков быть бдительными и не попадаться на уловки мошенников.
В антимонопольной службе пояснили, что предпринимателю, который рассылает такие листовки, уже запретили это делать и назначили штраф. Но обжалование этого решения до сих пор идет в Арбитражном суде.
Электричество
Внезапная новость — электросчетчики фактически не поверяют, а по истечении межповерочного срока их просто меняют. Притом что с прошлого года делают это совершенно бесплатно, за счет ресурсников. В нашем случае за счетчики в квартирах отвечает «Пермэнергосбыт» или подрядчик «Пермский энергосервис». Компания ставит электронные двухтарифные счетчики и вводные автоматы, если их не было.
Обратите внимание, что умные счетчики ресурсники будут обязаны ставить только с 1 января 2022 года.
Если вы отказываетесь от установки нового счетчика, то платить за электричество придется существенно больше.
— После двух недопусков к месту установки, каждый из которых будет предваряться почтовым уведомлением, клиент переводится на расчет по нормативу плюс коэффициент 1,5, — пояснили в «Пермэнергосбыте». — При таком варианте ежемесячный платеж за электроэнергию, например, с 2-комнатной квартиры при трех проживающих составит почти 1400 рублей.
«Пермэнергосбыт» отслеживает сроки поверки. Уведомление о замене счетчика напишут в квитанции за электричество и в личном кабинете на сайте «Пермэнергосбыта». Если вы знаете, что срок поверки подошел, но предупреждение вам не пришло, обратитесь в контакт-центр «Пермэнергосбыта». Сделать это можно по телефону, в чате в мессенджерах или в соцсетях.
В зависимости от модели счетчика межповерочный интервал составляет от 4 до 16 лет. Точная информация указана в паспорте.
Будьте бдительны и не попадайтесь на уловки мошенников, которые берут деньги за установку счетчиков или проверку розеток.
У сотрудников всегда при себе необходимые удостоверения. Кроме того, их полномочия вы можете подтвердить в контакт-центре «Пермэнергосбыт» или по телефонам «Пермского энергосервиса»: +7 908 259–08–49, +7 952 66–10–308, (342) 208–80–60.
А если вы живете в частном доме или счетчик установлен у вас в гараже, то для его замены вам надо обращаться в «Россети Урал» — «Пермэнерго». Уже сейчас компания обещает ставить умные счетчики.
— От обычных бытовых электросчетчиков умные счетчики отличаются большей точностью измерения, способностью работать в многотарифном режиме и автоматически передавать показания в энергокомпанию, возможностью управления потреблением, — пояснили в компании. — Такие устройства могут считывать информацию в режиме реального времени, оповещать о потерях электричества и осуществлять мониторинг параметров качества электроэнергии.
«Россети» также ведут реестр счетчиков, стараются отслеживать время замены. В этом случае специалисты сами связываются с потребителем и назначают время.
При необходимости жители сами могут записаться на смену счетчика, если он вышел из строя. Заявку можно направить позвонив на бесплатный телефон call-центра: 8 800 2200 220, 8 800 2501 220, а также через личный кабинет на сайте Mrsk-ural.ru. Обязательно укажите причину замены счетчика, контактные данные, номер договора (лицевого счета), желаемую дату и время выполнения работ.
Газ
Газовые счетчики тоже подлежат поверке. В среднем срок их работы составляет 8–10 лет. Тогда владельцы могут заменить аппарат на новый или провести поверку. Делать это они должны за свой счет.
— Если прибор учета газа не пройдет поверку, то плата будет начисляться по нормативу, — пояснили в «Газпром межрегионгаз Пермь». — Чтобы этого избежать, необходимо обратиться в организацию, которая имеет аккредитацию Росстандарта, и провести поверку. Также важно знать, что с 24 сентября 2020 года результаты поверки подтверждаются сведениями, включенными во ФГИС «Аршин» — Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Абонентская служба «Газпром межрегионгаз Пермь» будет принимать от абонентов бумажные свидетельства о поверке, чтобы зафиксировать факт поверки. Но если в «Аршине» не будет этих сведений, начисления будут продолжаться по нормативу. Поскольку ответственный за передачу сведения — аккредитованная организация, которая проводит поверку.
В Пермском крае поверками занимаются такие компании, как «Газпром газораспределение Пермь», Пермский центр стандартизации и метрологии и «Учет 33».
Если вами известно о других аккредитованных компаниях, которые работают в Пермском крае, пожалуйста, сообщите нам. Мы проверим информацию и добавим их в список.