В Перми пытаются признать аварийным двухэтажный жилой дом на Седова, 9. Жильцы дома совсем не хотят этого и утверждают, что с домом всё в порядке. Более того, по решению суда в нем начали делать капремонт — правда, почему-то забросили. Люди уверены, что сейчас активность вокруг здания связана с желанием застроить территорию под ним и другими домами в микрорайоне Громовский. Мы поговорили с жителями, экспертами, изучили документы и готовы утверждать — в этой истории правда много спорных мест.
Начали капремонт, но не доделали
Двухэтажный кирпичный дом на Седова, 9 построили в 1939 году. Фундамент здесь выполнен из бетона и бутового камня, перекрытия — деревянные. Жители говорят, что несмотря на почтенный возраст, их дом еще очень крепок — «крепче, чем многие новостройки», — и может простоять еще много лет.
Чтобы здание оставалось безопасным и продолжало служить им, в 2018 году собственники обратились в суд, чтобы обязать мэрию провести капремонт. Суд удовлетворил иск и постановил, что власти Перми должны провести целый список работ: заменить поврежденные участки стен подвала, гидроизолировать фундамент, отремонтировать цоколь, наружные стены, деревянные балки перекрытия, крышу, поменять окна, двери, трубы и так далее.
В 2022 году в здании начали капремонт и успели заменить крышу, электрику и усилить перекрытия. Правда, вскоре работы почему-то остановили, так и не взявшись за фундамент, подвал и многое другое.
Чердынские специалисты говорят об аварийности, но пермские утверждают, что дом еще послужит
По словам жителей на Седова, 9, около двух месяцев назад они получили от администрации Перми письмо о том, что их дом хотят признать аварийным. 25 января в управлении жилищных отношений прошло заседание городской межведомственной комиссии (объявления о проведении заседания до сих пор висят на дверях подъездов), где рассматривали вопрос об аварийности.
— О проведении заседания нас известили только накануне вечером, а само заседание назначили на рабочее время. Было сделано всё, чтобы мы не смогли присутствовать, но мы всё-таки нашли возможность прийти, — рассказывает председатель ТСЖ дома «Седова-9» Ирина Мартюшева. — Там нам сказали, что «Бюро технической инвентаризации Чердынского района» (как будто поближе специалистов не было) провело обследование здания и считает, что оно является аварийным.
Жители дома не согласились с выводами о его аварийности, поскольку пермское «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ», обследовавшее здание перед началом капремонта, о его аварийности не заявляло. Заключение чердынских специалистов считает неверным и специалист-обследователь, эксперт строительных конструкций ООО «ИТК Френкеля» Мария Швецова. Она обследовала здание по заказу собственников после проведения работ по капремонту.
— Специалисты Чердынского БТИ, утверждая, что дом аварийный, ссылаются на трещины в наружных стенах, небольшие деформации фундамента и следы протечек в подъезде. Скорее всего, деформации фундамента и трещины возникли из-за утечек из сетей, которые были в прошлом, — считает Мария Швецова. — Маячки, установленные в местах трещин, свидетельствуют о том, что дальнейших деформаций нет. Люди, которые живут в доме по 30 и более лет, говорят, что эти трещины были всегда, они не расширяются и никак не мешают проживанию. Протечки, которые оставили следы на потолке в подъезде, возникли еще до замены крыши — сейчас течей там нет. Все дефекты, которые есть в здании, устраняются путем ремонта. Причин для признания здания аварийным нет — здесь нет ни сверхнормативных кренов, ни выпучивания, ни расслоения или многочисленных мелких трещин стен, которые могли бы свидетельствовать о снижении несущей способности кладки. В здании нет дефектов, которые могли бы привести к обрушению, угрожали бы жизни и здоровью людей.
По словам Марии Швецовой, сейчас, после капремонта, степень износа здания составляет всего 32%, тогда как для признания аварийным нужно, чтобы объект был изношен не менее чем на 61%. Но, как говорит Мария, проводя свое обследование, чердынские специалисты не учли тот факт, что многие конструкции дома капитально отремонтированы. Например, следы старых протечек посчитали следствием якобы существующих сейчас дыр на крыше, как будто забыв или не заметив, что та уже заменена.
— Специалисты Чердынского БТИ потратили на осмотр дома буквально пять минут. Прошли вокруг, пофотографировали, сделали пару снимков в подъезде. Никаких инструментальных обследований они не проводили, — говорит свидетельница осмотра, председатель ТСЖ Ирина Мартюшева.
Обежали вокруг дома — вот и вся комиссия
Все эти доводы жители дома на Седова, 9 сегодня, 9 февраля, пытались донести до приехавших в их дом сотрудников администрации Перми, представителя Госжилнадзора и прочих чиновников. Те отвечали, что обсуждать всё это не входит в их полномочия, отказывались представиться и попросту убегали от людей, желающих задать вопросы о судьбе своего дома.
— Ну, руководите, давайте все представимся, запишемся и пойдем [осматривать дом], — предложили чиновникам жители.
— Давайте вы не будете нами руководить, и мы сами решим, что нам надо делать, ладно? — ответил один из чиновников.
Собственники сообщили, что хотели бы услышать, что комиссия скажет о состоянии их дома, но им предложили «немножко абстрагироваться». После некоторых препирательств проверяющие в сопровождении жильцов всё-таки выдвинулись на осмотр дом.
Подойдя к одному из углов, чиновники заявили, что он разрушен более, чем на 15%. После многочисленных вопросов со стороны жителей о том, где же находится это невидимое глазу разрушение, им указывали то на часть стены под крышей, то на часть в самом низу, у отмостки. Подробно объяснить, что же не так с этим углом, никто так и не смог.
После этого комиссия в сопровождении догоняющей ее делегации жильцов быстро обежала вокруг дома и после длительных уговоров всё-таки прошла на чердак и в подвал. Свой теплый, сухой и светлый чердак жители показывали проверяющим с гордостью и со словами «всем бы такую крышу, как у нас».
— Крыша полностью заменена, стропильная система новая, деревянное чердачное перекрытие усилено, демонтирован шлак, все балки усилены досками со шпильками, — перечисляет проведенные работы Мария Швецова.
Самым неприглядным местом в доме оказался муниципальный подвал, но и тут, по словам Марии Швецовой и представителя ТСЖ, председателя правления ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» Александра Зотина, проблемы только с отделкой.
— На фундаменте есть места с разрушением защитного слоя, но это нормально для здания, которое длительно эксплуатировали. Такая проблема решается путем ремонта и не является причиной для признания здания аварийным, — утверждает Мария.
Тем не менее члены комиссии после осмотра дома заявили, что нашли фактические подтверждения тому, что указано в заключении специалистов чердынского БТИ.
Кому и зачем нужно сделать дом аварийным?
И жители дома на Седова, 9, и эксперт Мария Швецова, и председатель «Пермского стандарта» Александр Зотин уверены, что вопрос о признании дома аварийным уже решен в кулуарах. Люди считают, что здание хотят признать аварийным ради того, чтобы потом снести его и отдать эту территорию под застройку.
О намерениях «комплексно развивать» территорию по улице Куйбышева, которую в непосредственной близости от дома № 9 пересекает улица Седова, 26 января 59.RU заявили в администрации Перми.
— Согласно информации Министерства строительства Пермского края, сейчас проходит процедура согласования проекта решения о комплексном развитии жилой застройки территории по ул. Куйбышева в Свердловском районе города. Принять решение о комплексном развитии указанной территории планируется в июне 2024 года, — заявили тогда в мэрии.
Из-за того, что решение о КРТ (в Перми комплексное развитие обычно представляет собой застройку новыми домами обширной территории) еще не принято, жителям ранее расселенной трехэтажки на Куйбышева, 68 не выплачивают компенсации за их комнаты. Как заявили в администрации, в случае, если вопрос решится положительно, перечислять деньги людям будут не они, а инвестор.
Жители дома на Седова, 9 предполагают, что их здание и соседние попадают в границы будущего КРТ, и считают, что решение об аварийности сейчас принимают в интересах одного из застройщиков. Люди боятся, что после признания объекта аварийным им выплатят компенсации, на которые они не смогут приобрести для себя равнозначное жилье.
— С большой долей вероятности в центральных или близких к центру районах они смогут приобрести только жилье в предаварийном фонде и опять оказаться под угрозой выселения, или будут вынуждены уехать на окраины города, — объясняет Александр Зотин. — Важно еще то, что в случае признания дома аварийным или при его изъятии под муниципальные нужды, размер компенсации будет определяться существующими нормативами. Однако в этом квартале процедура может быть иной. Собственники домов, сохранивших неаварийный статус, смогут ставить застройщику, которому нужна земля под строительство, свои условия и обсуждать с ним выкупную стоимость жилья. Признавая дом аварийным, чиновники ослабляют позиции собственников в переговорах с потенциальным застройщиком, то есть действуют в его интересах.
Кроме того, по словам Александра Зотина, признавая дом аварийным, власть увеличивает расходы бюджета. В случае расселения здания деньги потребуются на перемещение людей и их вещей в помещения маневренного фонда, либо аренды квартир для жителей дома на Седова, 9. В случае, если не будет реализован сценарий, по которому, компенсации будет платить застройщик, эти расходы должен будет понести муниципалитет. Также средства, потраченные на капремонт в 2022 году, окажутся потеряны.
Редакция 59.RU попросила администрацию Перми прокомментировать ситуацию. Мы опубликуем ответ, когда его получим.
Ранее мы рассказывали, как в Перми разграбили расселенный дом. Воры спилили батареи, металлические двери и своровали прочие крупные вещи жильцов, которые им запретили вывезти.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.