Мой дом Домам в Запруде — труба? проблема «Поле чудес», или Как заставить пермяков бросить свои дома, рядом с которыми «вырос» нефтепровод

«Поле чудес», или Как заставить пермяков бросить свои дома, рядом с которыми «вырос» нефтепровод

Рассказываем, как продвигается ситуация с участками в зоне минимально допустимых расстояний от труб

Землю копать здесь никто и не планировал. А в 70 метрах от трубы копать картошку уже разрешено, а строить дома — нет
Источник:

Эта история началась в 2014 году, когда на хозяев участков в микрорайонах Архиерейка, Запруд, Кислотные дачи, Голованово, деревни Адищево и СНТ Ерепеты подала в суд компания «Транснефть — Прикамье». Причина обращения — дома и прочие строения пермяков находятся в границах минимально допустимых расстояний от оси магистрального нефтепровода и газопровода Каменный лог — Пермь. Тогда суд решил, что около 400 домов должны снести собственники за свой счет.

Жители пытались обжаловать решения, ведь до этого ни о каком нефтепроводе они не знали, а в документах обременение указано не было, но все суды проиграли. Десятки митингов тоже ни на что не повлияли.

— У нас по городу проходит опасный производственный объект — магистральный нефтепровод Каменный лог — Пермь, — объясняла ситуацию организатор митинга Любовь Турова. — Его протяженность — 25 км. Но по закону труба не может идти по территории населённых пунктов. Она должны быть в 125 метрах от границы города.

Таких плакатов, как и митингов, было много. Но ситуация так и не разрешилась
Источник:

59.ru проводил большое расследование, как нефтепровод оказался в черте города и почему о нём не знали пермяки, покупающие здесь участки. Нефтяники утверждают, что труба лежит с 60-х годов, но выяснилось, что магистральной она стала в 10-х годах, когда ее отремонтировали. И это странно, ведь по СНиПам такой объект не может находиться в черте города. То есть нефтяная корпорация сделала всё «под себя». При этом люди, не зная о трубах, покупали участки под разные нужды в соответствии с правилами землепользования и застройки — и вот это отдельная интересная история.

Перевоплощение земель


Семья Кулагиных (фамилия изменена. — Прим. ред.) в 2012 году решила переехать из города: у старшей дочери проявилась астма, хотели жить там, где воздух чище. Выплачивая ипотеку за квартиру в спальном районе, за 700 тысяч — тоже взяв кредит — они решили купить участок в районе Запруда, на так называемом «пятом поле».

— Мы купили землю, у нее разрешенное использование было Ц-5, рассказывает Ольга. — (в правилах землепользования и застройки буквенными и цифровыми обозначениями прописаны виды разрешенного использования участков и разрешенного там строительства. — Прим. ред.). Это коммерческая земля. То есть там можно было строить мини-гостиницы, гостевые дома, трёхэтажный дом можно было строить. Мы купили 12 соток. Заплатили налог как за коммерческую площадь — 40 тысяч рублей.

Семья взяла ещё полтора миллиона в ипотеку и начала строить здесь дом. А потом на поле начали происходить чудеса.

Семья выкупила землю, взяла большой кредит и на эти деньги построили «коробку» дома. Дом теперь так и стоит, разрушается без утепления и отопления. И достроить его нельзя, и сносить — значит потерять огромные деньги

— Потом администрация в одностороннем порядке поменяла назначение земель, — рассказывает Ольга. — Они стали землями сельхозназначения с возможностью строить дачные дома. Ну, думаем, ладно, будет у нас дача. А потом они вообще убирают графу «дачи, огороды». Сейчас, как нам ответили в администрации, здесь можно только картошку сажать. Но мы не можем даже огородить эту свою картошку забором — все постройки теперь запрещены.

Даже если в эти теплицы посадить картошку и другие овощи — огородить их забором от дачных воришек нельзя

По мнению жителей, изменения назначения земель были связаны именно с появлением этой магистральной трубы. В 2011 году был принят генплан, согласно которому эти изменения уже должны были вступить в силу. Но зоны привели в соответствие с генпланом только в 2015 году по решению городской думы. В это же время как раз активизировалась «Транснефть-Прикамье».

— Совпадение? Не думаю, — продолжает Ольга. — Когда у них там эти трубы-то уже «нарисовались», администрация и стала менять назначения земель. А нам что делать теперь? Эта земля теперь не стоит вообще ничего. Мы взяли кредит, который платим сейчас… И у нас вот этот недострой сейчас стоит, разлагается, и строить уже дальше бесполезно.

Регистрация домов


По закону, если всё же дома, входящие в зону минимально допустимых расстояний от трубы, будут сносить, то нефтяная компания должна возместить собственникам домов их стоимость. Но есть один нюанс.

— Возмещать будут только тем, у кого дома официально зарегистрированы, — рассказывает житель соседнего «четвертого поля». — А получается, что мы начинали строить, когда уже вся эта история с трубами началась. Мы в Росреестр обращались, чтобы нас зарегистрировали, а нам отказывают, мол, пока вопросы с трубопроводом не будут решены — регистрировать не будем. Понятно, в чьих интересах все действуют, да?

С одной стороны просёлочной дороги стоит первая линия домов, а через дорогу — параллельно ей — пролегает нефтепровод

При этом, в Управление Росреестра по Пермскому краю сообщили, что считают безосновательным заявление жителя по поводу причин отказа в регистрации.

— В направляемом заявителю уведомлении о принятии решения о приостановлении регистрации прав указываются причины со ссылкой на статью Закона, послужившие принятию такого решения, и даются рекомендации по их устранению.— Рассказала руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю Лариса Аржевитина. — При наличии оснований регистратором выносится решение о приостановлении или отказе в регистрации прав. Перечень причин строго определен в Федеральном законе №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статьи 26, 27). Приостановление и отказ в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке.

В тупиковые ситуации попали все герои этой истории, но каждый — по-своему. По словам жителей, «это правда какое-то поле чудес». Живут все рядом, но у кого-то участок с разрешением на жилую постройку, а у кого-то — на «картошку». Кто-то живет на первой линии — в 75 метрах от трубы, а кто-то даже не попадает в эту минимальную зону, но и у их участков было изменено назначение. От бессилия жители начинают воевать — те, что с дальних линий, хотят отделиться от первых и винят их во всём: «вы всё знали про трубы и начали строить дома, из-за вас назначение сменили у всего "поля"». Другие из чувства справедливости пытаются выяснить, почему только одному собственнику, участок которого находится в середине «поля», разрешили официально строить жилой дом. Но два самых главных вопроса, которые мучают абсолютно всех, — это почему людям продавали участки, не предупреждая о трубе, и что им теперь всем делать?

«Вам же надо, вы и платите»


Недавно произошла трёхсторонняя встреча: в общественном центре Запруда встретились жители, администрация и представители нефтяных организаций. Администрацию представлял первый заместитель главы администрации города Перми Виктор Агеев. Передаем суть встречи в формате ответов и вопросов, прозвучавших там.

Жители начали собираться гораздо раньше назначенного времени — все хотят услышать ответы на наболевшие вопросы

Виктор Агеев, первый заместитель главы администрации города Перми:

— Мы сейчас приехали с площадки, посмотрев с представителями нефтяной организации на месте, как это всё выглядит, чтобы ответить на ваши вопросы. Мы сегодня на нашей встрече, конечно, не выработаем универсальных решений, но по крайней мере поймём, куда движется ситуация. Закон предписывает, чтобы нефтяные компании до 1 сентября 2019 года поставили на регистрационный кадастровый учёт свои зоны минимально допустимых расстояний (ЗМР).

Представитель «Транснефть-Прикамье»:

— Да, в установленный законом срок мы поставим на учет — 100 метров в каждую сторону от трубы.

Житель:

— Сейчас нефтяники определятся с минимально допустимыми расстояниями и что? Какие возможны мероприятия по уменьшению этих расстояний? Или трубы можно перенести? Или давайте создадим генеральное соглашение, и мы все риски на себя возьмём? Ну, вы же о безопасности говорите, так вот, если что случится с нами — мы сами будем виноваты. Ну нужно же как-то из ситуации выходить.

Жителям уже даже неважно, кто виноват. Главный вопрос: что делать?

Нефтяники:

— Уменьшение зон минимального расстояния газопровода Каменный лог — Пермь невозможно. Это означает, что нужно будет снизить давление. А это, в свою очередь, значит, что магистральный трубопровод потеряет свою функцию перекачки нефти. 100 метров — только так.

Житель:

— Вам ещё только сказали поставить на учёт свои ЗМР. И на каком основании вы подавали на нас в суды, ссылаясь на эти зоны? Если они никогда и не стояли на кадастровом учёте?

Нефтяники:

— Вопрос некорректный изначально. Если бы у нас не было права использовать эти аргументы — суды бы наши иски не удовлетворяли.

Нефтяники сообщили, что их трубы двигать невозможно, а дома в зоне минимально допустимых расстояний строить нельзя. И точка

Житель:

— Ок, что будет дальше? Снос?

Нефтяники:

— Мы не готовы на этот вопрос ответить, это не в нашей компетенции.

Житель:

— Вопрос к администрации. Почему нам продали участки по одному назначению, а потом поменяли всё? Мы разве в этом виноваты?

Виктор Агеев:

— Если сейчас искать виноватых, то виноватых будет очень много. Почему ПЗЗ там не было приведено в соответствие с генеральным планом… Ну, давайте повыясняем. Мы даже готовы восстановить хронологию событий. Но нас-то интересует, что дальше делать.

Житель:

— Ну то есть виновата была администрация. Мы потеряли деньги, которые вложили, купив землю по коммерции, потом зарегистрировать не смогли, потом нам говорили дома сносить. А теперь нам предлагают за свой счёт провести земельные исследования, чтобы городская дума рассмотрела их результаты и либо вернула нам обратно разрешение на дачные дома, либо отказала. Нам надо миллион собрать только на одно наше «поле». Почему мы должны платить за изыскания? Если это ваша вина? Могли бы сами провести исследования, принести документы потом.

Виктор Агеев:

— Вас никто не делает виновной стороной. Но вы инициатор, вы же хотите поменять назначение.

Виктор Агеев: «Вас никто не делает виновной стороной. Но вы инициатор, вы же хотите поменять назначение»

Житель:

— Так вы же поменяли! Нас не спросили! Почему мы за свой счёт должны делать?

Виктор Агеев:

— Ещё раз, вы инициатор. Странная у вас позиция, если вы полагаете, что это должен сделать за вас город. Только вот вы уверены, что результаты работ, которые проведут в администрации, вас устроят? Если уж на то пошло, процедура принятия генплана такова, что тезис «не спросили» сюда не подходит. Генплан проходил публичные обсуждения.

Житель:

— Но нас никто не спрашивал!

В итоге на встрече ни к чему не пришли, но договорились, что от всех жителей выберут инициативную группу из четырех-пяти человек, которые в дальнейшем будут взаимодействовать с администрацией. Людям остается только ждать и надеяться, что их дома всё-таки не снесут.

UPD: После нашей публикации администрация города Перми прислала в редакцию ответ:

«Администрация Перми регулярно проводит встречи с жителями домов, расположенных в охранной зоне магистрального нефтепровода "Каменный Лог – Пермь". Обеспокоенность людей вызывает неопределенность статуса их земельных участков и строений. Отметим, что проблема касается не только Перми, но и многих российских городов. В аналогичной ситуации по всей стране оказались тысячи семей.

Существенным результат – удалось вынести обсуждение этой ситуации на уровень Общественной палаты РФ.

Кроме того, собственники земельных участков проинформированы о достигнутой договоренности с компанией "Транснефть": судебные иски о сносе домов не передаются в службу судебных приставов для исполнения, поскольку на федеральном уровне разрабатывается централизованное решение вопроса по таким постройкам.

В целях максимальной защиты прав и интересов граждан и юридических лиц до установления по правилам Федерального закона № 342-ФЗ зон минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта введена обязанность правообладателей этих объектов не позднее 1 июня 2019 года подготовить, а уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти не позднее 1 сентября 2019 года утвердить и обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта».

Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
По громкости соловьи спорят с мотоциклами: как живется в ЖК «Солдатская слободка» в тихом центре Перми
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Рекомендуем
Объявления