В деле о гибели 12-летнего школьника в салоне автобуса маршрута № 68 в феврале прошлого года появились новые подробности. Выяснилось, что оба автобуса, попавшие в ДТП, имели серьезные дефекты.
Очередное судебное заседание по этому делу прошло на днях, мы побывали на нём.
День трагедии
Страшная авария случилась рано утром 20 февраля прошлого года. 20 февраля 2018 года на кольце улиц Тургенева, Уинская и Макаренко столкнулись два пассажирских автобуса — маршрутов № 1 и № 68. В результате ДТП 12-летний кадет, который был пассажиром автобуса № 68, погиб, ему отрезало голову. Еще двое подростков-студентов были госпитализированы. В автобусе маршрута № 1 никто не пострадал, он был пустой.
— По предварительной информации, на круговом движении водитель автобуса № 1 не предоставил преимущество в движении и допустил столкновение с другим автобусом, — пояснили в краевой полиции. — В результате ДТП погиб несовершеннолетний пассажир.
Сразу был арестован водитель автобуса № 1 Рамиль Тайсин. Сейчас его судят по статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека». Однако, как выяснилось, мальчик мог бы остаться в живых, если бы не состояние автобуса маршрута № 68. По этому поводу возбуждено второе уголовное дело в отношении перевозчика и владельцев транспорта.
«Стекло стало гильотиной»
Как сообщил 59.RU источник в следствии, второе уголовное дело возбуждено по статье «Услуги, не отвечающие требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть человека». Виновным грозит лишение свободы до шести лет. Адвокат подсудимого Олег Москалев рассказал о деле подробнее.
— По правилам, в каждом автобусе стоит заводское стекло, и оно должно соответствовать нормам безопасности — это специальное закаленное стекло. При ударе оно просто раскрошится, не повредив пассажиров, — объяснил адвокат. — А в автобусе маршрута № 68 поставили оргстекло, оно не разбивается. И оно сработало как гильотина — под это стекло попал мальчик, произошла травматическая ампутация головы. Почему автобус выпустили в таком состоянии?
По словам адвоката, на суде, прошедшем ранее, давал показания механик. Он сообщил, что осматривал автобус перед рейсом. Адвокат отмечает: в таком случае остается вопрос, почему механик не обратил внимание на то, что на боковом стекле нет маркировки. Она обязательно должна быть в левом углу, если стекло заводское.
Интересно, что оба автобуса — и маршрута № 1, и маршрута № 68 находились в одном автопарке у компаний «Транс А» и «Сервис-Авто», которые арендовали транспорт у ООО «Махаон». Адвокат водителя автобуса маршрута № 1 Рамиля Тайсина добавляет, что водителей выгоняли в рейсы на автобусах с дефектами.
— Это дикое стечение обстоятельств. Перевозчику было известно о неисправностях. Мой подзащитный виноват лишь в том, что работал в такой организации, — считает юрист. — Это его личная беда, его вынуждали работать на неисправном автобусе. В то утро Тайсин выехал в первый рейс, автобус был пустой. Протекторы на колесах были стерты в ноль. Лысая резина, гололедица на дороге, сильный снегопад и отсутствие реагентов на проезжей части привели к тому, что его автобус ушел в занос, водитель не справился с управлением. А во втором автобусе самопальное оргстекло стало перевозной гильотиной. Оно могло убить при любой другой аварии. Оба автобуса, которые столкнулись, были неисправные. Их нельзя было эксплуатировать.
По словам адвоката, Рамиль Тайсин не превышал скорость. Это невозможно на таком коротком участке.
— Встречный автобус, напротив, до столкновения набрал скорость, его водитель тем самым нарушила правила дорожного движения, — рассказал адвокат. — В результате сила удара возросла многократно.
Восстанавливал зрение полгода
В зале суда допросили пострадавших пассажиров. Первым выступил студент Даниил Кибанов. Молодой человек получил серьезные травмы.
— Мы ехали спокойно, в какой-то момент я заметил, что по встречке едет автобус на большой скорости. Я понял, что еще метров пять, и он врежется в нас, — рассказал студент. — Я стал пересаживаться. Ехал я в задней части автобуса, рядом со мной сидел мальчик. Через мгновение произошел удар. Я ударился головой о переднее сиденье и потерял сознание. Очнулся и увидел белый пар на полу, через заднюю дверь выбрался наружу. У водителя нашего автобуса была истерика. Она кричала: «Ты убил ребенка!». Перед ней стоял водитель первого автобуса, который протаранил нас. В салоне автобуса на заднем сидении я увидел лежащего. Это был мальчик. Помню, что, в основном, пассажиры были в передней части автобуса и толпились в накопителе. В задней части были только я и он.
Сам студент получил в этой аварии сотрясение мозга, осколки попали в его левый глаз. Зрение он восстанавливал полгода.
Техосмотр был в 2017 году
После выступила водитель автобуса № 68 Светлана Филиппова. Она подтвердила, что утром автобус проходил техосмотр и после этого вышел на рейс. Когда они сделали первый рейс до Перми-2 и возвращались обратно, в салоне было около 30 человек. Когда она въезжала на кольцо на Макаренко и Уинской, увидела, что водитель автобуса маршрута № 1 не контролирует ситуацию. Женщина пыталась уйти от удара, поэтому набрала скорость.
— В салоне были женщины, дети, — рассказывала на суде Светлана. — Особенно много людей было в накопителе, там стояла коляска. Жертв могло быть больше. В итоге тот автобус задел только нашу заднюю часть. Я почти ушла от удара. Нас кинуло вправо. Я сразу открыла двери, чтобы выпустить пассажиров. Удар был очень сильным. Стекла выбило, вытекло топливо.
Один из пассажиров показал Светлане, что на заднем сидении не двигается мальчик. На суде женщина рассказала, что 12-летний пассажир уже был ей знаком — он постоянно ездил на этом автобусе на занятия. Когда она подошла к нему, было понятно, что его не спасти.
По словам Светланы Филипповой, последний техосмотр автобуса № 68 был в 2017 году, всего он эксплуатируется 13 лет. На вопрос, меняли ли стекла в автобусе, водитель не смогла ответить. Мы пытались узнать об этом у перевозчика, позвонив ему по телефону, однако там нас перенаправили к директору Союза перевозчиков Михаилу Ухватову. Он предположил, что стекло могли заменить на время из-за аварии, произошедшей ранее.
Водитель Рамиль Тайсин в суде полностью признал вину и попросил прощения. Мать погибшего мальчика подала иск в 30 миллионов рублей.