Преступление, которое совершил старшеклассник березниковского лицея, потрясло многих. В комментариях под публикациями на тему ЧП люди пытаются понять, почему подросток мог решиться ударить учителя ножом и можно ли было это предотвратить. Мы попросили ответить на эти вопросы кандидата психологических наук, заместителя директора краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Юлию Шведчикову и ее коллегу, педагога-психолога, кризисного психолога, психотерапевта Любовь Реш.
— Почему подростки решаются на совершение таких преступлений? Что их толкает?
— Подростки могут решиться на совершение преступления по разным причинам. Толчком может послужить ситуация хронического стресса и неуспешности, острое чувство несправедливости, зависти, страха, обиды, невыносимость переживания ненужности, отверженности, непринятости, обесценивание норм закона, провокация сверстников, желание отомстить. Большинство подростков, совершающих преступления, не умеют справляться с трудностями и своими эмоциями социально приемлемыми способами.
В подростковом возрасте к такому состоянию добавляются гормональные изменения, которые усугубляют течение процесса. И когда подросток сталкивается с трудностями реальной жизни (конфликты с родителями, со сверстниками, отвержение окружающих, проблемы в учебе и т. д.), у него не хватает ни жизненного опыта, ни эмоциональных сил, ни ресурсов самообладания, чтобы справиться с этим.
Предпосылки к совершению преступлений появляются не вдруг и не сразу и имеют много источников в семье. Негативные модели поведения формируются уже в 5–6-летнем возрасте. Дети копируют способы поведения и реагирования родителей. Неправильный стиль родительского воспитания (попустительство, гиперопека, непоследовательность) создает почву для эгоизма, чувства исключительности или, наоборот, ненужности. Отсутствие теплоты и заботы в отношениях внутри семьи формирует эмоциональную черствость, неспособность сопереживать. К подростковому возрасту всё это становится привычным для ребенка образом поведения и отношения к миру и людям.
— Молодой человек говорил другу, что очень одинок и устал от всего. От чего может возникнуть такое состояние? Чего ему не хватило в жизни?
— Подобные переживания, возможно, говорят о том, что человек находится в состоянии социальной дезадаптации, когда недостаточно навыков общения, возможностей самореализации, не удовлетворена потребность в принятии, значимости, самоуважении. Возможна и другая ситуация — накопление физической и эмоциональной усталости, чрезмерные требования к человеку, на выполнение которых у него не хватает сил.
— Как вовремя заметить, что с ребенком или учеником что-то не так, заподозрить, что он может на кого-то напасть?
— Необходимо наблюдать за состоянием ребенка, быть внимательным к его эмоциональным реакциям. Часто такие дети эмоционально «замороженные»: отсутствие способности сострадать, чувства вины, отстраненность от общения, эмоциональная напряженность, замкнутость, чувство отверженности, состояние обиды. В общении такие дети часто фиксируются на какой-либо идее, которая может противоречить социальным правилам и нормам общества, формируют свои правила и нормы. Такому ребенку трудно смотреть в глаза собеседника при разговоре, либо [у него], наоборот, пристальный (пожирающий) взгляд.
— Как помочь в такой ситуации?
— Очень важно установить с ребенком доверительные отношения, в которых он бы чувствовал себя безопасно. Необходимо, чтобы в жизни ребенка был значимый взрослый, который дает ему эмоциональную поддержку, помогает научиться преодолевать трудности, находится с ребенком в доверительном контакте, понимает его состояние, демонстрирует уважение и принятие.
Если ребенок находится в эмоционально тяжелом, «замороженном», отстраненном, подавленном состоянии, если он начинает проявлять агрессивные реакции (в словах, действиях) — это уже сигнал о том, что требуется помощь психологов, а в некоторых ситуациях и психиатра.
— Напасть вообще могут все при определенных обстоятельствах или нужно обладать особенными чертами характера?
— Портрет личности преступника (или потенциального преступника) описать крайне трудно. Это связано с тем, что у всех разные способы реагирования на стресс, острые негативные переживания, жизненные трудности. Но в целом типичные черты людей, совершающих преступления, известны: они не испытывают чувства вины, сострадания к людям, которые для них не имеют значения, не признают своих ошибок, убеждены в своих идеях, думают только о себе и ставят себя выше всех людей и законов общества.
— Семья подростка производит впечатление благополучной, школа престижная, увлечения есть, к родителям уважение (хоть он и подчеркивает, что не более, — во всяком случае ненависти и плохих отношений нет), даже домашний питомец есть. По каким вообще объективным признакам можно понять, что подросток в какой-то группе риска?
— Дело не во внешнем социальном благополучии, а в типе отношений внутри семьи, стиле семейного воспитания, наличии или отсутствии эмоциональной близости, заботы и поддержки в семье. Риск возникает в двух крайних случаях — избалованность с избыточным вниманием, потворствование любым желаниям либо ситуация, когда на ребенка и его чувства и потребности не обращают внимания и он чувствует себя отвергнутым.
Ранее свое мнение о причинах ЧП высказала уполномоченная по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова.