19 июня в деревне Песчанке под Кунгуром из лагеря «Ермак» сбежали трое подростков, чтобы искупаться в Сылве. Один из них, по данным МЧС, не умел плавать и утонул. Тело 15-летнего мальчика нашли утром 20 июня. Журналист 59.RU съездил в лагерь, поговорил с сотрудниками и местной жительницей, окна дома которой выходят прямо на реку, где случилась трагедия. Женщина видела парней и то, как из воды доставали тело. Она рассказала, что, услышав крики о помощи, в воду бросился ее сосед — с ним нам тоже удалось пообщаться.
«До этого побегов не было, "Ермак" прошел все проверки»
Представитель лагеря рассказывала 59.RU, что в эту смену туда приехало много трудных подростков из опекаемых семей. Четверо сбежавших тоже были под опекой (МЧС сообщало, что их было трое), они тайно вылезли через окно во время тихого часа, который длится с 15:00 до 17:00. Парней заметили на камерах видеонаблюдения — они стояли у корпуса.
— Думали, что выскочили покурить, потом ушли в слепую зону, — рассказали в лагере журналисту 59.RU. — После случившегося усилили меры безопасности, изъяли записи с камер, лагерь работает в обычном режиме. До этого побегов не было, «Ермак» прошел все проверки.
Другая сотрудница «Ермака» добавила, что вожатые следят за детьми. Женщина работает там уже пять лет, и такая трагедия на ее памяти случилась впервые. Пропажу детей заметили сразу, следователи работали на месте до ночи.
«Я к окошку подбежала уже, смотрю — он уже там руками плещется»
Журналисту 59.RU удалось поговорить с Мариной, живущей в двухэтажном бараке в деревне Песчанке. Окна дома выходят прямо на Сылву, где утонул мальчик.
Марина сейчас на пенсии, «Ермак» она знает давно — его построили еще в советское время. По словам Марины, раньше детей на реку не пускали, вожатые водили их купаться в специально огражденный участок на Сылве. Сейчас же такого места нет.
Там, где утонул парень, Сылва мелкая, говорит Марина, ее даже можно перейти вброд. Глубина там примерно два метра. Несмотря на это, купаться в реке опасно: мешают сильное течение и ямы на дне, поэтому даже взрослых предупреждают, чтобы они не лезли в воду. Правда, приезжающее отдыхать предостережений не слушают. На берег регулярно приезжают пьяные компании, в выходные там всё заставлено машинами.
— Говоришь: «Не лезьте, не лезьте, не лезьте в воду, вы не знаете!». Всё равно лезут, — эмоционально говорит Марина.
На памяти женщины из Сылвы постоянно кого-нибудь спасают, но в реке еще никто не тонул.
Трагедия случилась прямо на глазах у Марины. Она с ужасом вспоминает события вчерашнего дня, говорит, что вместе с дочерью они не спали всю ночь. Четверо подростков лет 14–15 в 15:00–16:00 пошли купаться — она видела их из окна. В это же время на Сылву отправилась 30-летняя дочь Марины и внучка.
— Я болею, с маленьким внуком дома сижу. Прилегла, а потом слышу «Помогите! Помогите!», — вспоминает местная жительница. — Я к окошку подбежала уже, смотрю — он уже там руками плещется.
Дочь Марины начала звать на помощь. Сама она идти в воду не рискнула: у нее хрупкое телосложение и парня она бы вытащить не смогла. Девушка кричала мальчикам, чтобы они спасали друга, но те говорили, что он их топит. Марина вспоминает: мальчики стояли на берегу и уже одевались, когда она их увидела, а подростка в воде уже не было видно.
На помощь мальчику, по словам Марины, побежал сосед Валерий с сестрой. Они ныряли три или четыре раза, но безуспешно. Вчера утонувшего подростка искали весь день примерно в четырех километрах от места трагедии. Сегодня при Марине водолазы ныряли минут 20–30, чтобы найти тело. Около 13:00 мальчика нашли погибшим — его отнесло примерно на 10 метров от места, где он купался.
Марина не понимает, как получилось, что четверо подростков сбежали из лагеря.
— Как они могли сбежать? В коридоре по крайней мере раньше сидела вожатая. Я живу здесь всю жизнь. В тихий час в коридоре всегда сидела вожатая, испокон веков. Как они могли мимо нее пройти? И что, ни одна камера не показала? — возмущается женщина. — Один человек мог уйти, но никак не четыре человека. И за столько времени их никто не спохватился?
Подростки, с которыми пошел на реку парень, сейчас в лагере, предполагает Марина. По крайней мере двое из них вчера показывали полицейским, что происходило на Сылве. Женщина слышала, что утонувший мальчик был из Перми.
«Я бросился, но его уже не было»
Мы поговорили с соседом Марины Валерием, который кинулся спасать мальчика. Он не видел парней, но услышал, как зовет на помощь дочь Марины, и выбежал на улицу вместе с сестрой. Мужчина проплыл примерно до середины реки и начал нырять.
— Я не видел никого, его не было на воде, то есть он уже утонул, — рассказал Валерий журналисту 59.RU. — Я бросился, но его уже не было. Он уже был вод водой, минут пять, мне кажется, он уже лежал.
Как понял Валерий со слов дочери Марины, друзья пытались вытащить парня, но он начал цепляться за них и топить.
— Он уже ушел на дно, пока она им объясняла, время прошло. Они выскочили из воды, объясняли, что он их топит, что они не поплывут, — вспоминает Валерий.
Валерий нырял на глубину примерно двух метров — там сильное подводное течение, ямы и мутная вода. Река, говорит мужчина, сейчас теплая, примерно 20 градусов, поэтому судороги у погибшего мальчика быть, скорее всего, не могло.
Лагерь Валерий тоже знает хорошо. Говорит, раньше там не было ни забора, ни ворот, ни охраны, но был порядок. Теперь забор поставили, и, предполагает мужчина, раз он появился, детям хочется через него перелезть.
— Раньше, пока совдеповские времена были, там порядок был, лягушатник (место для купания ребят из лагеря. — Прим. ред.) там огораживался. С ними старшие были, приводили толпой, за ними следили, стояли по краям. [А сейчас] качественно не делают, делают количество, потому что нужен рубль, как говорится, — говорит мужчина. — Так же и с лагерем: я так понимаю, никому не нужен этот ребенок. Мне кажется, халатность это, ну как так, у вас дети?
Валерий добавляет: буквально два дня назад весь берег Сылвы был заставлен мотоциклами и моторными лодками. Если бы ребята пошли купаться раньше, им бы не дали утонуть.
— Но когда они пришли, никого не оказалось, ни одной машины, никого из народу. Получилось так, что дети оказались у воды без взрослых. А вода ошибок не прощает, — подытоживает Валерий.
13 июня из реки Пизь под Чайковским достали тело 15-летнего подростка. Четырьмя днями ранее он нырнул и не вынырнул из воды.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.