21 февраля телеканал National Geographic показал премьеру фильма-расследования о крушении «Боинга» в Перми. В ленте использованы архивные видеозаписи, приведены мнения и воспоминания работавших над расследованием специалистов, сделана видеореконструкция событий — как самой авиакатастрофы, так и работы следователей.
В начале фильма пилоты жалуются на усталость, смену графика, то, что их не сменят в Перми, — «они думают, что мы роботы».
Каковы причины аварии
?В начале видеореконструкции расследования следователи сообщают: они изучили место падения, деревья там не обгорели. Значит, перед падением самолёт был цел, пожар начался на земле. Также отбрасываются версии про то, что причиной аварии стали проблемы с погодой.
Следователей заинтересовала рулевая система этого самолета — у неё были недостатки. Так, самолёт с такой системой уже падал в Питтсбурге: из-за проблем с гидравликой руль отказал, самолёт зашёл в пике и рухнул в лесу. Погибли все 137 пассажиров. И это был не единственный случай.
В самолёте были разбалансированные двигатели
В самолете, который летел в Пермь, блок руля был практически новый — его заменили в 2005 году. Однако следователи установили, что у «Боинга» были разбалансированные двигатели. Один двигатель работал на 61%, второй — на 40%. Автоматика самолета сначала справлялась с их рассинхронизацией, но в какой-то момент разница между мощностью двигателей стала слишком большая, и автоматика отключилась. В такие моменты спасти ситуацию может второй пилот, он должен держать крен.
Встал вопрос: умели ли пилоты управлять самолётом с такой проблемой?
«Пилотов нельзя было ставить в один экипаж»
Руководство авиакомпании настаивало, что оба пилота были опытными. Но во время проверки оказалось, что командир экипажа налетал всего около трёх тысяч часов — это мало для командира, подчеркивается в фильме, — и две трети из них на Ту-134, а не на «Боинге-737». При этом исчезли все документы о качестве его подготовки. Было известно, что часть обучения он прошёл в Америке, но он плохо знал английский, поэтому, как утверждают в фильме, мог не понять часть информации.
Второй пилот был подготовлен лучше коллеги, если судить по количеству часов. Но, как оказалось, инструкторы проводили его подготовку несколько раз, и вердикт был таков: ему было особенно тяжело управлять самолётом с асимметричной тягой, у него это просто не получалось, он не был к этому готов. По мнению авторов фильма, их просто нельзя было ставить в один экипаж.
— Разбалансированные двигатели вынуждают самолёт крениться влево и взлетать, хотя он должен поворачивать вправо, — говорит в фильме следователь.
Второй пилот замечает крен и пытается предпринять какие-то действия, случайно отключая автопилот.
Командир был пьян?
Следователи прослушали разговор пилотов перед катастрофой. Второй пилот говорит командиру: «Возьми, возьми» — в видеореконструкции он практически плачет и указывает на руль. Но капитан отвечает: «Я тоже не умею». Командир все же взял на себя управление и стал слишком сильно кренить самолёт, путая авиагоризонт «Боинга» с авиагоризонтом Ту-134.
Следователи задались и вопросом, почему командир до последнего не брал управление на себя. Чтобы лучше понять психологическое состояние командира и пилота, они изучили тона их голосов. И если второй пилот занервничал только перед падением, командир весь полет был крайне напряжён.
— Прямо перед взлётом пассажирка отправила своему другу в Великобритании сообщение: она решила, что командир пьян, — говорит следователь.
Следователи вновь прокручивают запись, на которой капитан приветствует пассажиров. То, что изначально воспринималось как усталость — до этого командир и пилот говорили о сложном графике — теперь звучит иначе. Так, командир говорит: «Добрый вечер, доброе утро, мы заходим на посадку в Перми и должны приземлиться через 20 часов. Местное время четыре часа пятьдесят минут вечера… утра».
— Думаю, он пьян, — подытожил следователь.
Далее в фильме приводят результаты экспертизы, подтвердившей алкоголь в крови пилота.
— Оба пилота продемонстрировали невнимательность, халатность, безответственность и непрофессионализм. Это просто невероятно, — говорит аналитик авиационной безопасности Кейт Маки. — Больше всего меня поразил тот факт, что сотрудники авиакомпании могли допустить возникновение такой неоднозначной ситуации. Погибли 88 человек.
— В итоговом отчёте следователи рекомендовали властям России полностью изменить всю авиационную отрасль, нужно было обратить внимание на организацию, ужесточить законы и улучшить подготовку, — добавляет другой аналитик Дэвид Глив.
Ранее мы публиковали интервью с родственниками пилотов и стюардесс того рокового авиарейса.