Сегодня, 31 октября, в офис пермского «Мемориала»* и в квартиру его председателя Роберта Латыпова приехали сотрудники Кудымкарского отделения полиции с обысками. Обыски проходят в рамках уголовного дела по факту незаконной рубки деревьев.
Сотрудники полиции приехали в офис пермского краевого отделения международного общества «Мемориал» на улице Крупской, 40. Они привезли постановление о проведении обыска в квартире председателя «Мемориала» Роберта Латыпова. Сейчас обыск в офисе приостановлен, так как у сотрудников не было документа, подтверждающего права на обыск в самом офисе. Поэтому адвокат, который пришел и осуществляет юридическую поддержку, этот обыск прекратил.
— Сотрудники уехали, чтобы получить бумагу и продолжить обыск, поэтому я еще могу пользоваться телефоном, — сообщил 59. RU Роберт Латыпов. — В квартире, видимо, обыск идет, потому что жена не отвечает на телефонные звонки.
9 августа члены «Мемориала» в ходе экспедиции «По рекам памяти» планировали установить таблички памяти жертв политических репрессий в поселке Велва-База и деревне Шарволь. На памятных знаках содержится информация о числе репрессированных и реабилитированных в поселениях людей. Однако в администрации Кудымкарского района запретили устанавливать эти таблички. Глава района Валерий Климов отказался комментировать ситуацию и называть причины отказа.
10 и 11 августа сотрудникам «Мемориала» и волонтерам помешали сотрудники полиции. В Кудымкарском отделе МВД выявили незаконную рубку леса в 2,5 километра от поселка Велва-База. В полиции завели два уголовных дела и одно административное. По административному делу обществу «Мемориал» вынесли штраф на 250 тысяч рублей. Роберт Латыпов считает, что таким образом в администрации Кудымкарского района пытались помешать работе «Мемориала», которая соотносится с государственной политикой и не вызывала до этого никаких нареканий.
После случившегося уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков направил запрос в ГУ МВД и краевую прокуратуру, чтобы проверить информацию о вырубке леса членами экспедиции и выяснить основания для проведения допросов активистов.
— Работа по увековечению памяти жертв политических репрессий не может быть уголовно наказуема, — сообщил Павел Миков. — Сегодняшняя ситуация показала — несмотря на то что государственная политика России говорит о необходимости поощрения работы по сохранению памяти репрессированных, на местах, в отдельных муниципалитетах без обоснования причин в этой работе может быть отказано. В этом нужно разбираться.
Мы будем следить за развитием событий.
* Признан иноагентом