Почти десять лет назад, 5 декабря 2009 года, произошел пожар в клубе «Хромая лошадь», в результате которого погибли 156 человек. Цикл публикаций о большой пермской трагедии мы продолжаем рассказом Дениса Кольцова, который в 2009-м был начальником дежурной смены службы пожаротушения в главном управлении МЧС.
В ту ночь он не дежурил — смена должна была начаться 5 декабря в восемь утра. Но вместе со многими другими пожарными Перми его подняли по сигналу и вызвали к «Хромой лошади».
— Смена, которая заступает в следующие сутки, является поддежуривающей, — рассказал 59.RU Денис Кольцов. — Ее привлекают в случае крупных пожаров. По повышенным номерам (пожарам от третьего ранга и выше. — Прим. ред.) оповещают весь личный состав. Именно так и произошло в ночь с 4 на 5 декабря. Помню, только прилег — и оповещение. Сразу созвонились с руководителем Андреем Байдаком, который, как и я, живет в Кировском районе. Он за мной заехал, и мы вместе отправились в центр, к «Хромой лошади». Я тогда даже не знал, где этот ресторан находится!
По пути коллеги слушали, что передают уже прибывшие на место пожарные — с собой была служебная радиостанция. Нужно было заранее понимать, какая помощь потребуется.
— В первом сообщении говорилось, что в «Хромой лошади» теракт, — прокомментировал Денис. — Но очень быстро стало понятно, что это не так. Нам постоянно встречались скорые — они везли пострадавших в ожоговый центр. Когда мы подъезжали, уже знали — произошло возгорание, но не понимали, какого рода.
Число звонков в службу «01» в ту ночь было зашкаливающим, о ЧП в «Хромой лошади» сообщали те, кому удалось выбраться, и случайные прохожие. Первым на место прибежал начальник караула ближайшей к клубу пожарной части — расположенной на пригорке, у театра «У Моста».
— Начальник караула Слава Полыгалов увидел, что к ним поднимается мужчина — обожженный, в обгоревшей рубашке, которая висела клочьями, — рассказал Кольцов. — Он и сказал, что «Хромая лошадь» горит (позже стало известно, что это был совладелец клуба Анатолий Зак. — Прим. ред.). Слава быстро надел боевку и аппарат газодымозащиты — и пешком вниз. Подразделению сказал спускаться на машине — это чуть дольше, потому что в объезд.
По официальным данным, пожар в «Хромой лошади» начался в 01:05, первое сообщение поступило в 01:08. Три минуты спустя был подан первый ствол, стали тушить пожар. Но даже из тех, кто успел выбраться из задымленного зала в первые минуты, выжили далеко не все.
— Когда мы подъезжали к ресторану, я увидел, что в районе перекрестка улиц Куйбышева и Советской лежат тела, — продолжил рассказ Денис Кольцов. — Видимо, люди в шоковом состоянии выбежали из «Хромой лошади» и, сумев добраться только до перекрестка, упали. Отравились веществами, выделившимися при горении потолка из пенополистирола. Три или четыре человека на этом перекрестке лежали, все погибли.
Андрей Байдак, с которым приехал Денис, присоединился к пожарным подразделениям, работавшим внутри клуба. Кольцова оставили следить за ситуацией на улице.
— Дверной проем был забит телами людей, которые пытались выбраться наружу, — рассказал Денис Кольцов. — Пожарные с аппаратами газодымозащиты вытаскивали их и складывали поблизости. Со стен «Хромой лошади» посрывали украшения из веток, постелили на асфальт — на эти лежаки и укладывали людей. Мы у всех проверяли пульс и, если он был, уносили к скорым — машины стояли в сквере Уральских добровольцев. Обнаружили одного живого — унесли, бежим обратно, дальше проверяем. Машин скорой помощи было много, не только из Перми, но и из соседних районов, например из Полазны. Они увозили пострадавших, потом возвращались, увозили следующих…
Чтобы улучшить видимость, к клубу подогнали машину с осветительной мачтой. За работой пожарных и спасателей внимательно следили столпившиеся вблизи клуба пермяки: те, у кого в «Хромой лошади» были знакомые, друзья, родные. Они вглядывались в лежащих без движения людей, выискивая малейшие признаки того, что они все-таки живы.
— Тело одного погибшего молодого человека лежало на пожарном рукаве, — поделился Денис. — Кто-то закричал: «Он живой! Шевельнулся!» А это просто вода потекла по рукаву и немного приподняла тело. Некоторые пострадавшие никак не могли прийти в себя из-за шока. Одного мужчину со следами копоти на лице и теле не получалось погрузить в скорую — он бился в истерике, вырывался. Посадили его рядом с машиной, я врачам сказал: «Ребят, вы тут дальше сами». Погибших увезли в морг на Старцева часов в пять — в половине шестого утра.
По данным на утро субботы, 5 декабря, при пожаре погибло 95 человек, а 141 получил травмы различной степени тяжести. Часть пострадавших позже скончалась в больницах, и число жертв пожара выросло до 156 человек.
— У многих было сильное отравление дымом от горящего пенопласта, которым они надышались, — рассказал Денис Кольцов. — Сотрудников полиции, прокуратуры и Следственного комитета, которые там работали всю ночь, позже отправляли на дополнительный медосмотр — они тоже надышались этим вредным дымом.
Ранее мы публиковали рассказ пермского фотографа, который в ночь пожара находился у «Хромой лошади». А также вспоминали, что говорил на первом допросе совладелец клуба Анатолий Зак.