На заседании Ассоциации законодательных органов Приволжского федерального округа в Йошкар-Оле спикер Валерий Сухих рассказал об опыте Пермского края в области сетевых образовательных программ. Также он предложил дополнить Федеральный закон об образовании.
Сетевая форма предполагает обучение с использованием ресурсов нескольких организаций образования — школ, колледжей, вузов. В Пермском крае в процесс включены учреждения образования всех уровней и разного подчинения, в том числе частные.
Полномочный представитель президента России в Приволжском округе Игорь Комаров отметил, что одна из главных задач образовательной сферы — удовлетворение потребности в кадрах стратегически важных отраслей и, в первую очередь, предприятий оборонно-промышленного комплекса.
— Одна из приоритетных задач — это переориентация программ среднего профессионального образования под запросы реального сектора экономики с упором на практику, — сказал Игорь Комаров.
В Прикамье работает федеральный проект «Профессионалитет». Созданы машиностроительный, сельскохозяйственный, железнодорожный, химический и металлургический кластеры. Техникумы, колледжи и предприятия-партнеры взаимодействуют между собой.
Со слов Валерия Сухих, регион применяет четыре основные модели. Первая предполагает обучение на базе образовательных организаций в одном муниципальном образовании, вторая — на территории разных муниципальных образований. По третьей модели специалистов совместно готовят организации общего и среднего профессионального образования. По четвертой — различные учреждения профессионального образования.
В Перми работает проект «Сетевые образовательные кластеры», участниками которого являются 12 школ. Ученики 10-х и 11-х классов, не покидая родную школу, углубленно изучают предметы, которые нужны для поступления в вуз.
Такое объединение обеспечивает качественно новый уровень обучения, уверен Валерий Сухих.
— С помощью образовательных кластеров школы и колледжи могут компенсировать нехватку квалифицированных специалистов, расширить программу обучения за счет новых дисциплин, усилить материально-техническую базу, выстроить профориентационную работу. Высокое качество образования вне зависимости от места проживания ребенка — одна из ключевых задач региональной власти Прикамья. Сетевые модели доказали свою эффективность и могут быть востребованы в других субъектах нашей страны, — подчеркнул он.
Среди основных проблем законодательства в сфере сетевых моделей — отсутствие установок по ответственности за порядок образовательных отношений, приему обучающихся на такой формат обучения, предоставлению стипендий. Соответствующие предложения включили в итоговый проект решения, который поддержали члены Ассоциации.