Ученые пермского политеха разрабатывают метод, используя который можно будет более точно, чем сейчас, рассчитать, насколько хорошо звукопоглощающие облицовки авиационных двигателей справляются со своей задачей. Это позволит оценивать шумность двигателей в целом еще на этапе их проектирования, а затем вносить коррективы в первоначальные схемы. Благодаря этому самолеты станут тише и будут меньше раздражать слух людей.
— Интенсивность перевозок пассажиров авиатранспортом с каждым годом увеличивается. Поэтому негативное воздействие шума самолетов гражданской авиации на население и окружающую среду растет, — рассказал руководитель проекта Вадим Пальчиковский. — Чтобы снизить влияние этого фактора, международная организация гражданской авиации периодически ужесточает нормы по шуму самолетов на местности. Авиакомпании, чьи самолеты нарушают нормы, вынуждены платить крупные штрафы. Поэтому в последние десятилетия при оценке конкурентоспособности самолетов на мировом рынке все большее значение имеют их акустические характеристики. Из-за этого разработка эффективных средств для снижения уровня шума, который производят самолеты, сегодня особенно актуальна.
По словам ученого, их разработка сделает авиадвигатели, которые создают в Пермском крае, более привлекательными для заказчиков.
Проект реализуют сотрудники лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа и кафедры «ракетно-космическая техника и энергетические системы». В своей работе они учитывают сложные физические эффекты, такие как отражение, рефракция и поглощение при распространении звука в пограничном слое, переменное по поверхности звукопоглощающей конструкции акустическое сопротивление и так далее.
В этом году проект получил поддержку Российского фонда фундаментальных исследований.
Ранее стало известно, что молодой ученый из Перми разрабатывает методику, используя которую, можно будет определять, на какой срок хватит нефти в каждой конкретной скважине.