Ученые из ПНИПУ придумали, как повысить производство авиадвигателей в три раза. Специалисты сделали деталь для двигателя на новом шлифовальном станке с числовым программным управлением.
В университете рассказывают, что Пермский край получил госзаказ на изготовление более 300 больших авиадвигателей типа ПД-35, ПД-14, ПД-8 и ПС-90А. Чтобы сделать их в срок, нужны огромные деньги и дополнительные производственные мощности. Самое трудное в процессе — это производство узла газовой турбины двигателя. В нем расположены сопловые лопатки, делать которые долго и трудно: из-за низкой эффективности станков для обработки на сопловых лопатках часто появляются трещины, шлифовочные прижоги, а еще не всегда получается достигнуть необходимой точности и шероховатости детали. Это приводит к браку, снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива.
Ученые из политеха вместе со специалистами АО «Авиадвигатель» предложили новый процесс изготовления и сборки лопаток и узлов соплового аппарата. Они совместили операции цифрового контроля фактической площади проходного сечения и автоматизированного управляемого процесса глубинного шлифования поверхностей сопловых лопаток. Все это ученые сделали на новом 5-осевом профилешлифовальном станке с числовым программным управлением.
— Новый станок имеет современную конструкцию и концепцию системы управления, которая обеспечивает высокую производительность и точность обработки, а на деталях не появляются трещины и прижоги, — рассказывает декан механико-технологического факультета ПНИПУ, доктор технических наук Михаил Песин. — Наличие числового программного управления дает больше возможностей для корректировки процесса. Для этого мы создали специальное программное обеспечение.
Перед испытаниями ученые переоборудовали станок: заменили импортные шлифовальные круги на отечественные. Они в пять раз дешевле импортных. Числовое программное обеспечение помогло учесть различные погрешности поверхности профиля пера лопаток и рассчитать угол разворота и смещения.
Разработку ученых уже применяют на заводе «ОДК-Авиадвигатель». Разработчики уже зарегистрировали патент. По новой технологии пермских ученых уже обработали 26 комплектов сопловых аппаратов и больше 1000 сопловых лопаток. Изобретение, по словам ученых, сможет увеличить производительность деталей в три раза и сократить затраты на четыре миллиона рублей.
Ранее мы рассказывали, что Росавиация одобрила изменение типовой конструкции пермского двигателя ПД-14.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.