Скоро закончится лето и начнётся новый учебный год. Тысячи студентов из разных городов края отправятся на учёбу в Пермь. В связи с этим встаёт актуальный вопрос о льготах на проезд в электричках — самом дешёвом транспорте, ведь студенты в течение года ездят домой или в гости к новым друзьям — соседям по парте. В Прикамье студенческая льгота на проезд в электричках есть. Однако, как выяснилось, полезна она далеко не всем. И сделать её удобней власти не хотят. Рассказываем подробности.
С чего всё началось: разговор в электричке
В июне депутат Госдумы от Прикамья Игорь Сапко в рамках региональной недели побывал в Кишерти. После этого он отправился в Пермь на «Ласточке», где в ходе рабочей встречи с генеральным директором «Пермской пригородной компании» Сергеем Канцуром заметил, что на его встречах со студентами несколько раз поднимался вопрос о льготном проезде в наших электричках. Канцур рассказал, как с этим сейчас обстоят дела.
— Есть проблемы с этим вопросом, мы — один из трех регионов страны, где не обеспечена в полной мере льгота студенческого проезда, — рассказал Сергей Канцур. — Во всей стране студент имеет право купить разовый билет за 50% от стоимости, а у нас только абонементный билет, что вынуждает на несколько поездок планировать свои передвижения. Студенты недовольны.
Этот вопрос депутат Госдумы пообещал обсудить с правительством Прикамья.
«А мне не надо 15 поездок, я раз в месяц езжу»
До 2010 года в регионе у школьников и студентов была возможность купить разовый билет на электричку со скидкой в 50%. А в конце 2010-го вышел краевой закон «О компенсации фактически произведенных расходов на приобретение абонементных билетов на проезд железнодорожным транспортом общего пользования пригородного сообщения», согласно которому теперь учащимся дают скидку 50% только на проездные абонементы. И количество поездок там фиксировано и весьма велико.
Так, можно приобрести ежедневный абонемент на 15, 20, 25 дней или больший срок, абонемент на субботы и воскресенья, что предполагает 8 поездок в месяц, и абонемент на даты сроком действия от 15 дат.
То есть получается, что можно или взять абонемент на минимум 15 дней в месяц, что подразумевает поездку через день, либо взять абонемент выходного дня, и тогда студент будет вынужден уезжать домой каждую субботу и приезжать обратно каждое воскресенье, а иначе выбросит деньги на ветер. Удобно это далеко не всем.
— Хорошо, что у нас в крае есть льготы для студентов, это важно. У нас, например, очень много студентов приезжает учиться из региона, — рассказал 59.RU директор Пермского железнодорожного института Евгений Гомола. — Но не всем это удобно. Тем более тем, кто живёт в общежитиях. Они не ездят каждый день домой, и не каждую неделю. По факту им было бы гораздо удобнее воспользоваться разовыми поездками.
Студенты из Тёплой горы, Кизела, Шали ездят домой один-два раза в месяц.
— Мне не надо 15 поездок, я езжу один раз в месяц, — рассказала 59.RU студентка ПГНИУ. — Покупать любой проездной мне не имеет никакого смысла — зачем из-за одной поездки тратить как на 8, 10, 15 дат? А билет стоит 400 рублей в одну сторону. Вот мне как раз реально бы пригодилась льгота в 50%. Домой съездить — 800 рублей.
Предположим, что многие студенты действительно ездят часто. Но есть категория учащихся, не способных за раз оплатить проездной на 15 дат просто потому, что нет свободных денег.
А ещё бывают внеплановые поездки: на свадьбу, к друзьям, на шашлыки. А бывают и не очень приятные поводы. И в этих случаях платить придётся полностью.
«Считаем нецелесообразным»
Во время беседы в электричке Сергей Канцур и Игорь Сапко обсудили, что было бы логичнее снизить минимальное количество поездок в абонементах хотя бы до 5. С этой инициативой депутат обратился в краевое правительство. 17 июля ему пришёл ответ от Министерства образования и науки Пермского края. В нём написано: «При изменении срока действия абонементного билета теряется характерный признак предоставления образования студентам, обучающимся по очной форме. Таким образом, исходя из вышеизложенного, считаем нецелесообразным внесения изменения в закон».
Пока так. Но ни Игорь Сапко, ни руководство «ППК» сдаваться не намерены. Этот вопрос ещё будет обсуждаться не раз.