Григорий Болотов, директор по маркетингу пермского велозавода «Форвард» и велоактивист, отмечает: 70% — на столько вырос спрос на велосипеды в мае 2020 года по сравнению с маем 2019-го. Конечно, отчасти это связано с режимом самоизоляции и потребностью людей в движении даже в такой ситуации. О том, какие выводы из этого нужно сделать властям, Григорий написал на своей странице в фейсбуке. По договоренности с ним мы публикуем его колонку.
— Я вам хочу рассказать, почему это произошло, что скрывается за этими цифрами и зачем местным властям нужно услышать и увидеть эти цифры.
Итак. По тем цифрам, которые у меня есть за последние 10 лет из нашей аналитики, такой взрывной рост спроса в 70% происходит впервые. Обычно колебания в районе нескольких процентов, не более. Да, из-за карантина в апреле мы наблюдали значительное падение — около 13%. Особенно первые две недели падение было просто катастрофическим. Однако затем, когда все успокоились и начали жить в тех условиях, которые нам создал коронакризис, люди «пошли» за велосипедами.
В итоге за апрель — май мы видим рост спроса на 30%. При этом каждую неделю этот спрос растёт. И, по всей видимости, продолжится дольше, чем обычно. В «мирное время» спрос на велики начинает снижаться уже с середины июня и затухает до фоновых значений примерно к октябрю. Думаю, что в этом году мы увидим пик на 2–3 недели позже. Или даже больше.
Причина довольно проста, и мы её прогнозировали с самого начала. Население фактически лишилось отпусков: рейсы отменены, страны не принимают — весь мир остался дома. Люди остаются в городах. При этом, как ни странно, у многих из них высвободились деньги, которые они откладывали на отпуск — многие не успели купить билеты, путевки или туры. В итоге таким людям потребовалось найти развлечение в текущих условиях. И велосипед — это отличное решение в ситуации, когда больше некуда податься. Люди стали обменивать свои отпускные накопления на здоровье и счастье в виде велосипеда.
Теперь — почему пик спроса сдвинется? Если раньше в июне начинался активный отпускной сезон и интерес к велосипедам падал, то теперь этого пика поездок нет. Дети и родители всё так же остаются в городах. Кроме того, в самих городах набор развлечений опять же ограничен: бассейны и пляжи закрыты, заведения культурно-массового досуга закрыты, общегородские мероприятия отменены и т. д. и т. п. Людям нечего делать. А если нечего делать, то садись на велосипед. Это и ежу понятно.
Почему же эти цифры нужно увидеть и услышать руководителям в местной власти? Инфраструктура для велосипедистов практически в любом российском городе... её нет. Нарисованные на бумажках и асфальте велодорожки не в счет. Это смех, а не велодорожки. Тем не менее велосипед — это здоровая альтернатива общественному транспорту. В текущих условиях пандемии и вероятности второй волны этой пандемии велосипед даёт дополнительные решения задач по сдерживанию роста заболеваемости. Ну, и кроме временной (все мы надеемся) проблемы коронавируса, люди хотят ездить на велосипедах, они хотят отдыхать, заниматься спортом, хотят использовать его как транспорт. Сейчас (вот прямо сейчас, в данный момент!) во всех городах России стремительно растет количество велосипедистов, и местные власти просто обязаны обеспечить здоровую инфраструктуру для них, продумывать нормативные акты и воплощать их в реальность. Это не так сложно. нужно всего лишь понять, что велосипедистов очень много. Каждый год российская велоиндустрия продает 2,7 миллиона велосипедов. Каждый год!
И с этой цифрой нельзя не считаться. Велосипедистов очень много, и становится всё больше и больше с каждым годом. Поэтому обязанность местных властей — строить инфраструктуру, и нужно подходить к этому вопросу столь же вдумчиво, как и при строительстве инфраструктуры для автотранспорта.